Блог Евгения Степанова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Николай ЕРЕМИНЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ «У СТЕПАНОВА»Скажу –
Для тех, кто хочет заново Меня прочесть И перечесть: В Читальном зале «У СТЕПАНОВА» На букву Е Ерёмин есть! (Что для меня – большая честь!) Читайте дамам, Господа, И днём, и ночью, И всегда… Совсем бесплатно! Да! Да! Да! Николай ЕРЁМИН 2019 г Красноярск МОИ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ: НАТАЛИЯ ЛИХТЕНФЕЛЬДУШЛА ВЧЕРА БЕЗЗВЕЗДНАЯ ЗИМАУшла вчера беззвездная зима,
Затихли беспардонные метели. Как надоели старые дома, Как старые обиды надоели! Окрасить стены сумрачных квартир Я захочу — да с красками морока. Благословлю себя на этот мир — Лиловым цветом Врубеля и Блока. 1978 Это прекрасное и немного загадочное стихотворение Наталия Лихтенфельд написала будучи школьницей. В 1982 году наш с ней учитель Сергей Евгеньевич Бирюков напечатал это стихотворение, которое, кстати, высоко ценил выдающийся филолог Борис Николаевич Двинянинов, в замечательной тамбовской областной газете «Комсомольское знамя».
Прошло много лет, я до сих пор люблю этот маленький шедевр, часто его повторяю про себя. Это стихотворение — во многом мой жизненный компас, моя отрада, моя надежда на то, что все будет хорошо, все образуется. 2019
Они ушли. Они осталисьБОРИС КОРНИЛОВБорис Корнилов (1907-1938), проживший всего 31 год, — несомненно великий поэт России. Могучие стихи, трагическая судьба, высочайший профессионализм. Все у него слилось воедино.
Его рифменная система предвосхитила рифмы поэтов-шестидесятников, да и все мы, нынешние стихотворцы, пользуемся его наработками и открытиями. Грустно только, что не все это признают. Да и вообще не часто сейчас вспоминают национального поэта, который так решительно опередил время. Вот только одно стихотворение. Оно написано в 1932 году. СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТНочь, покрытая ярким лаком,
смотрит в горницу сквозь окно. Там сидят мужики по лавкам — все наряженные в сукно. Самый старый, как стерва зол он, горем в красном углу прижат — руки, вымытые бензолом, на коленях его лежат. Ноги высохшие, как бревна, лик от ужаса полосат, и скоромное масло ровно застывает на волосах. А иконы темны, как уголь, как прекрасная плоть земли, и, усаженный в красный угол, как икона, глава семьи. И безмолвие дышит: нешто все пропало? Скажи, судья… И глядят на тебя с надеждой сыновья и твои зятья. Но от шороха иль от стука все семейство встает твое, и трепещется у приступка в струнку замершее бабье. И лампады большая плошка закачается на цепях — о ли ветер стучит в окошко, то ли страх на твоих зубах. И заросший, косой как заяц, твой неприятный летает глаз: — Пропадает мое хозяйство, будь ты проклят, рабочий класс! Только выйдем — и мы противу — бить под душу и под ребро, не достанется коллективу нажитое мое добро. Чтобы видел поганый ворог, что копейка моя дорога, чтобы мозга протухший творог вылезал из башки врага… И лица голубая опухоль опадает и мякнет вмиг, и кулак тяжелее обуха бьет без промаха напрямик. Младший сын вопрошает: «Тятя!» Остальные молчат — сычи. Подловить бы, сыскать бы татя, что крадется к тебе в ночи. Половицы трещат и гнутся — поднимается старший сын: — Перебьем, передавим гнуса, перед Богом заслужим сим. Так проходят минуты эти, виснут руки, полны свинца, и навытяжку встали дети — сыновья своего отца. А отец налетает зверем, через голову хлещет тьма: — Все нарушим, сожжем, похерим — скот, зерно и свои дома. И навеки пойдем противу — бить под душу и под ребро, — не достанется коллективу нажитое мое добро. Не поверив ушам и глазу, с печки бабка идет тоща, в голос бабы завыли сразу, задыхаясь и вереща. Не закончена действом этим повесть правильная моя, самый старый отходит к детям — дальше слово имею я. Это наших ребят калеча, труп завертывают в тряпье, это рухнет на наши плечи толщиною в кулак дубье. И тогда, поджимая губы, коренасты и широки, поднимаются лесорубы, землеробы и батраки. Руки твердые, словно сучья, камни, пламенная вода обложили гнездо паучье, и не вырваться никуда. А ветра, грохоча и воя, пролагают громаде след. Скоро грянет начало боя. Так идет на совет — Совет. 1932 Какое здесь трагическое содержание!
Какие здесь современные рифмы! Лаком – лавкам; как стерва зол он – бензолом; полосат – волосах; стука – приступка; гнутся – гнуса… По-моему, это шедевр. И таких шедевров у Бориса Корнилова очень много. 2019
А это уже мои сочинения.
ПЕРЕЛЕТНАЯ ДУШАЕсли не верить,
то впереди — только болезни и смерть. Господи, спаси и сохрани мою перелетную душу. 2019 БОесли не верить —
то впереди только болезни и смерть Господи помилуй Господи помилуй 2019 ЧЕЛОВЕЧЕКВот человечек, он продрог,
А все ж не выглядит понурым. Вот человечек, он прыжок Из самого себя — в футурум. 1.12.2019 ЛЮТам, где ты,
Там и любимый город. 2019 ХОПровинция — как ложка в стакане хорошей сметаны —
Никаких — слава Богу! — лишних движений. 5.11.2019 ТЫСколько раз предавал я тебя,
Столько раз предавал я себя. 2019 ДРУГИЕобразованные хамы
научившиеся рифмовать графоманы вежливые убийцы ничего ничего живут здесь и другие люди 2019 РЕЧЬТише — короче — спокойнее
речь человека, набравшего силу. 2019 НИЧЕГО КРОМЕмир-симулякр
пытается меня облапошить но я-то — теперь! — знаю ничего кроме любви не имеет значения 2019 РАЙ-ЦЕНТРЯ вижу из окна кусочек леса,
Я слышу запах трав и гомон птиц. Провинция прекрасна, как принцесса. Одна печаль-досада: я не принц. 2019 ПРОЩАНИЕлужковская кепка
лужковская хватка лужковская стройка лужковская надбавка лужковская улыбка аминь 11.12.2019 ЦЕЛЬеще куражится метелица
а все ж большого нет испуга цель целоваться а не целиться друг в друга 2018, 2019 СВОстена
растение стена 2019 СВОБОДНЫЕ РЫБЫЯ родился в Марьиной Роще, но с двух лет жил в Кускове, в частном фамильном деревянном доме, доставшемся по наследству моему отцу от его деда (зажиточного, в прошлом, землевладельца), на окраине Москвы, рядом с величественным парком и усадьбой графа Шереметева. Собственно, там, в Кускове, среди дворцов, грота, оранжереи, голландского домика, среди высоких лиственниц, берез и кленов, на берегу огромного пруда и длинного, как поэмы Евгения Евтушенко, залива, сформировалась мое сознание, моя душа.
О Кускове хорошо написал поэт Владимир Британишский: «Кусковский парк ничем не виноват, что уроженцу невских берегов напоминает он то Летний сад, то Царскосельский парк, то Петергоф…». Все так и есть. Потом наш дом сломали, нам с родителями и старшим братом дали небольшую трехкомнатную квартиру в панельном брежневском доме, в Вешняках, по сути, это тоже Кусково. Там, в Вешняках, я учился в школе. Потом закончил педагогический институт, женился на своей однокурснице Наташе, с которой мы пять лет сидели за одной партой. У нас родилась дочка Настя. Мы стали все вместе жить в этой вешняковской трехкомнатной квартире. В одной комнате — мы втроем, во второй — брат с женой и сыном, а в третьей — родители. В тесноте, как говорится, да не в обиде. Я работал в газете, пропадал с утра до вечера в редакции, а по выходным мы с моим семейством ходили в Кусково, смотрели на залив, который втекает в большой пруд, гуляли по любимому парку, катались на качелях… Однажды в выходной мы с женой и дочкой (ей тогда исполнилось четыре годика) пошли на рыбалку. Наташа приготовила бутерброды, налила в термос чай, я накопал заранее червяков, мы взяли с собой удочки и с утра пораньше отправились на залив. Утром на заливе (часов в восемь утра) уже было несколько рыбаков, мы заняли место поближе к большому пруду и закинули удочки. Солнце согревало нас своими ранними лучами, по глади пруда скользили ловкие, знающие толк в жизни плавунцы, дворец, точно Китеж-град, отражался в неспящей и многовековой кусковской воде. Настя и Наташа половили (безуспешно) рыбу минут пять, потом им это дело надоело, и они пошли погулять, оставив меня за любимым занятием. В то утро мне везло, я поймал две увесистых плотвички и примерно десять жилистых ротанов (бычков), которых я аккуратно положил в бидон, наполненный водой. Примерно через час вернулись Наташа и Настя, я стал, как делают, наверное, все рыбаки, хвастаться своим уловом… Настя посмотрела в бидон, увидела рыб и спросила: — А что ты с ними будешь делать? Я честно сказал, что хочу засолить рыбешек, сделать закуску к пиву. И тут Настя зарыдала. — Как? — бормотала она сквозь слезы, — Ты хочешь их засолить, значит, убить?! Это же свободные рыбы. У них могут быть детки… Потом она как-то проворно схватила этот бидон и, не успел я оглянуться, выпустила рыб назад в залив. Я остолбенел, такой реакции от своей маленькой дочки я никак не ожидал. Да и своего труда было жалко, все-таки я копал червей, потом ловил рыбу… Я не знал, что сказать. И растерянно молчал. А Настя плакала. Рассудила нас, как всегда, Наташа. — Пойдемте лучше домой, я сегодня испеку пирог. И будем пить чай. Мы так и сделали. …На рыбалке я с тех пор был только один раз, в открытом океане, в Америке, да и то нечего особенного не поймал. А Настя теперь живет в Берлине, она замужем, у нее двое детей. Она закончила театральный институт и работает в Deutsche Oper. На окраине Берлина у нее маленький домик и большой яблоневый сад, который плодоносит раз в два года. Весь урожай Настя всегда отвозит в детские садики. 2019
«ЗИНЗИВЕР», № 1, 202027.11.2019. Принесли верстку толстенного «Зинзивера», № 1, 2020. В нем 108 стр. Начал читать. Номер выйдет в декабре 2019 года. Мы сейчас максимально хотим улучшить «Зинзивер», очень стараемся. В след. году выйдет шесть полноценных номеров.
Содержание
От редакции ПОЭТЫ САНКТПЕТЕРБУРГА Юлиан ФРУМКИНРЫБАКОВ. Без слез и без истерик. Стихотворения Элла КРЫЛОВА. Вербные эллегии. Стихотворения Георгий ЖЕРДЕВ. Поэтология. Стихотворения ПЕРЕКЛИЧКА ПОЭТОВ Юрий КАЗАРИН. Сны огня. Стихотворения Нина КРАСНОВА. Какой была, такой же я осталась. Стихотворения Евгений ЛЕСИН. В ходе следственного эксперимента. Стихотворения Эвелина ШАЦ. Из книги «Неумолимая орбита». Стихотворения Салават КАДЫРОВ. Аналоговые люди. Стихотворения Лео БУТНАРУ. Давнымдавно. Стихотворения Лилия ГАЗИЗОВА. Турецкие сумерки. Стихотворения ПРОЗА Хелена ТОМАССОН. Морская дева. Рассказ Александр Файн. «Черненького нам привези». Рассказ ПОРТРЕТЫ ПОЭТОВ Лилия ГАЗИЗОВА. «Горящий циферблат», или Исторический контекст создания стихотворения «Расстрел» Борис КОЛЫМАГИН. Георгий Иванов, нигилизм и проблема постмодерна ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ПИСАТЕЛЯ Эмиль СОКОЛЬСКИЙ. Право на радость ПАРОДИИ Евгений МИНИН. Пародии на санктпетербургских поэтов РЕЗЕНЗИИ Алексей Чичерин, «Конструктивизм воскрешения. Декларации, конструэмы, поэзия, мемуары. Исследования и комментарии» (Павел ЗАРУЦКИЙ) Александр ГЕНИС, «Обратный адрес» (Арсений АННЕНКОВ) Анатолий МАЛКИН, «Прозрачное время» (Ольга ЕФИМОВА) «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ», № 11, 201912.12.2019 подписал в печать «Литературные известия», № 11, 2019. Они выйдут на след. неделе.
Материалы номера «Литературные известия» № 11 (175), 2019:
|