Главная страница

Блог Евгения Степанова


  Октябрь 

  2020 г.  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1 2 34
5 67891011
12 13 14 15 161718
19202122232425
262728293031 



    


13 Октября 2020 г.


ЭНИГМА

 

и сузился космос
до щелки зрачка
и выслушал хронос
энигму сверчка

и мудрости колос
поднялся в тепле
а мне выпал бонус
пожить на земле

я пожил спасибо
мир этот не злой

я радуюсь ибо
сроднился с землей

                   2010, 2020


ДО И ПОСЛЕ

 

так будет после было до
роль режиссер дает артисткам
речь тихановской-гуайдо
звучит понятней на английском

и нескончаем день сурка
и брат глядит врагом заклятым
а в бабочку прибор чк
вмонтирован нобелиатом

поговорим через века
когда утихнут наши распри
на побережье судака
в советской но богатой гаспре

порежем хлеб и сыр дор блю
горилки выпьем или чаю
и я скажу тебе люблю
а ты ответишь мне кохаю

                   2020


СОБСТВЕННОЕ ДАЧНОЕ ВИНО

 

Я забыл о ритмах городских,
Но, как прежде, тот еще гулена
И соображаю на троих
В обществе акации и клена.

Я не гений самбо и дзюдо,
Слава Богу, вообще не гений.
Я не помню, где скитался до
Нынешнего, прошлых воплощений.

Я не знаю, ждут меня потом
Радости, а, может, жизнь лихая?
…В мире этом грустном, непростом
Трудно быть веселым, не бухая.

                   2020


ВРЕМЯ

 

Превратились года в головешки
Очень быстро. Видать, селяви.
На какой-то малюсенькой флешке
Уместились мыслишки мои.

Подождите, ведь я еще мальчик,
Я еще в непорочной поре.
Я гоняю резиновый мячик
На кусковском родном пустыре.

Подождите, ведь мы еще с братом
Не достроили плот и вигвам.
И скворечник веселым пернатым
Смастерить было б здорово нам.

Время млеет от собственной прыти,
Предъявляя немереный счет...
Подождите, прошу, подождите!
Подождите! Но время не ждет.

                   2009, 2020


ДО-И-ПОСЛЕ-СЕЙЧАС

 

что было со мной до моего рождения
не помню

что будет со мной после смерти
не знаю

живу как живу
радуюсь каждому дню

улыбаюсь

                   2020


ОПАСНАЯ И ПРЕКРАСНАЯ ПРОФЕССИЯ

 

Я печатаюсь как стихотворец с 1981 года. А работаю редактором с 1988 года — давно. Работа эта, надо сказать, не только прекрасная, но и в определенном смысле опасная…
Поясню свою мысль.
В свое время я отказался печатать одного безобидного, на первый взгляд, поэта — так он меня на полном серьезе грозился у б и т ь. Я слушал его телефонные угрозы с большим удивлением, поскольку никак не ожидал от этого немолодого человека подобных страстей и бурных эмоций по, казалось бы, пустяшному поводу. Мое удивление усиливалось тем обстоятельством, что этот человек работал (работает и сейчас) учителем (!) истории в школе и часто писал (и пишет) о религиозных мотивах в стихах современных поэтов. Да, при этом ранее (когда я его печатал) он называл меня своим другом.
С большим интересом в журнале «Сибирские огни», № 1, 2020, я прочитал разгромную статью о моей скромной персоне. Константин Комаров обрушился на мои стихи, дневники, редакторские колонки, Союз писателей ХХI века, который автор считает сомнительным проектом. Да, автор так и пишет: «и сомнительными проектами вроде «Союза писателей XXI века»»...
Откуда такой пристальный и всеобъемлющий интерес? Откуда такое темпераментное неравнодушие к скромному стихотворцу и функционеру  литературного процесса? Случайно это или неслучайно?
В любом случае я скажу спасибо критику за неподдельный интерес к моему сочинительству. Отрицательная реклама, в конце концов, тоже реклама. Единственная ремарка: все-таки приписывать черты лирического героя (на мой взгляд, не положительного) автору, как делает в своем обзоре г-н Комаров, это моветон. Так можно договориться до того, что, например, Конан Дойл имел ввиду себя, когда писал о главе преступного мира профессоре Мориарти…
Поэтому слова Комарова про моего «лирического героя (явно автобиографического)» спишем на запальчивую эмоциональность и неопытность молодого литератора.
А вот про СП ХХI века, который г-н Комаров считает сомнительным проектом, скажу чуть подробнее. Возможно, не все читатели «Сибирских огней» о нас знают. Эта общественная организация, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ в 2011 году, насчитывает на сегодняшний день более 400 человек. Есть в наших рядах поэты и прозаики, десятилетиями успешно работающие в литературе (см. на сайте раздел  «Персоналии»). При СП ХХI века функционируют — совершенно бесплатно! — ПЛК (Профессиональные литературные курсы), на которых мы пытаемся развивать способности авторов, входящих в наш союз. Мы проводим литературные фестивали, гостиные (как правило, в ЦДЛ), участвуем в издании газет и журналов и т.д. Никого под свои знамена не агитируем, и, разумеется, никогда я как руководитель этой организации не приглашал вступить в ряды СП ХХI века Константина Комарова. Колхоз, как говорится, дело добровольное. А теперь полистаем подшивку «Детей Ра», которые, как четко написано на сайте этого издания, — международный литературно-художественный журнал Союза писателей ХХI века.
Вот, например, в № 10 за 2018 год подборка стихов «Слово за слово». Знаете, кто автор? Подсказать? Автор Константин Комаров.
А вот подборка «Открытая дверь» в № 3, 2017. И опять автор — Константин Комаров.
Автор подборки «По тонкому льду» в № 5, 2016 — тот же самый Константин Комаров.
То есть наш смелый и принципиальный критик и поэт самым активным образом участвует в одном из основных проектов СП ХХI века, который (если верить статье в «Сибирских огнях») считает сомнительным. Не правда ли любопытно? Почему же Константин Комаров, когда я предлагал ему напечататься, никогда не отказывался, почему сам присылал стихи? Или он не знал, что журнал «Дети Ра» выходит под эгидой СП ХХI века?
Более того, в октябре 2019 года я получил по электронной почте подборки стихов г-на Комарова не только для журнала «Дети Ра», но и для журнала «Зинзивер», который тоже имеет прямое отношение к СП ХХI века, о чем четко написано на сайте этого издания. Как сие понимать?
Есть еще один курьезный нюанс. Когда журнал «Сибирские огни» исключили из проекта «Журнальный зал», то портал «Читальный зал» предоставил журналу свою площадку и на протяжении 2015 года размещал материалы этого издания. Знаете, кому принадлежит портал «Читальный зал»? Он принадлежит СП ХХI века. Причем принадлежит (в отличие от некоторых других наших проектов) и де-юре, и де-факто. Самое забавное, что на портале «Читальный зал» Константин Комаров тоже представлен. Сказать, сколько у него там публикаций? Десять. Да, не две, не три — десять. Видимо, г-н Комаров не знал, что и «Читальный зал» — проект Союза писателей ХХ века.
Я всегда стараюсь видеть в людях хорошее. Верю я и в искренность обличительного пафоса одаренного Константина Комарова. Я люблю неравнодушных, честных и прямых людей, которые не боятся отстаивать свою точку зрения. И все-таки одно смутное сомнение меня терзает. Дело в том, что негодующая статья в мой адрес (включающая  резкую реплику в адрес СП ХХI века) появилась в «Сибирских огнях» после того, как я отказал Константину Комарову в новых публикациях и в «Детях Ра», и в «Зинзивере». Случайно такое совпадение или нет? Не знаю. Надеюсь, что случайно.
Расскажу только еще об одном забавном эпизоде.
Получил несколько лет назад такое письмо по электронной почте:
«Вы, Степанов — литературное недоразумение. Стихи ваши убоги. Дневники ваши писаны рыночной торговкой. алексей угаров».
Ну что ж, опять-таки не буду возражать. Никого не буду оспоривать. Мне и это письмо симпатично. Видно, что человек писал от души.
Я, вообще, не против критики. В любой критике всегда можно найти рациональное зерно. Лишь бы это была критика, а не банальная и вызывающая грустную улыбку литературная вендетта, не сведение счетов.
Не буду делать никаких категоричных выводов. Скажу только, что ранее г-н Угаров присылал стихи в нашу редакцию, и мы его не напечатали… То есть, как говорится, не исключено, что у автора могла быть личная мотивация…
И все равно профессия редактора прекрасна. Я рад, что мы даем возможность людям печататься, рад, что практически на все книги нашего издательства «Вест-Консалтинг» и «Издательства Евгения Степанова» выходят рецензии, в то числе и в газете «Литературные известия» (тоже, кстати, имеющей непосредственное отношение к СП ХХI века и распространяющейся сейчас в разветвленной и популярной сети ЖЕЛДОРПРЕСС наряду с другими центральными изданиями). Конечно, не все у нас получается. Да и главный редактор, не спорю, не семи пядей во лбу. Но мы стараемся. Стараемся делать что-то полезное. Не имея и не прося, кстати, никакой финансовой поддержки от государства. Я надеюсь, главные достижения у нас впереди. И надеюсь на сотрудничество с активной и талантливой творческой молодежью. Как говорил кот Леопольд, «Ребята, давайте жить дружно!»

 

Евгений СТЕПАНОВ


ЧУБАЙС

 

1 октября 2019 года (год назад) беседовал с А. Б. Чубайсом о… поэзии.
Встреча произошла почти случайно, на вечере чудесной Марины Тюриной Оберландер, книги которой я издаю многие годы.
Мы оказались с Анатолием Борисовичем в одном ряду. И Марина (родственница АБЧ) нас представила друг другу.
Как тут было не воспользоваться случаем!
Я начал говорить АБЧ, что было бы полезно возродить премию «Поэт».
— По моему глубокому убеждению, — ответил АБЧ, — премия «Поэт» изжила себя. Великих поэтов нет, есть только хорошие стихотворения, поэтому мы и создали премию «Поэзия».
Я возразил, что бренд премии «Поэт» создан. И нерачительно его не использовать. Попросил отдать (или продать) эту премию Союзу писателей ХХI века.
Чубайс сказал, что надо встретиться и все это спокойно обсудить.
— А с премией «Поэзия» теперь скандал — продолжил беседу АБЧ.
— Вам не привыкать, — ответил я.
— Но я там не фигурирую, — улыбнулся АБЧ.
— Я все равно очень люблю премию «Поэт», —  не унимался я и гнул, как старый комсомолец, свою линию. — Нобель тоже сейчас вроде бы изжил себя и даже дискредитирован, но бренд есть.
— Тут согласен, — видимо, устав от меня, сказал АБЧ, —  Может быть, вы вообще правы…

Сегодня, 7.10.2020, прошло сообщение в новостях, что А. Б. Чубайс заболел коронавирусом. Я желаю Анатолию Борисовичу выздоровления.

Я по-прежнему готов к встрече. Премию «Поэт» обязательно надо вернуть к жизни. Нельзя так разбрасываться прекрасными проектами!

 

2020


КАСТРО

 

Поэт Сергей Нырков, много лет проживший на Кубе, пригласил меня на встречу со своим другом Алехандро Кастро, сыном легендарного Фиделя. Собралось солидное общество. Но журналист он и в Африке журналист. Я начал задавать вопросы.
— А правда, что кубинские девушки для того, чтобы сигары были особенно ароматные, вставляют их в причинное место:?
Кастро рассмеялся.
— Нет, это миф.
— А правда, что Кастро – это еврейская семья?
— Да, это так. Это никакая не тайна. Мы — сефарды, — ответил потомок знаменитого рода. — Есть в Гаване даже музей семьи Кастро… Но вообще-то мы, конечно, кубинцы. Плоть от плоти кубинского народа.

Больше я вопросов не задавал.

 

2015, 2020


СТРАНА

 

— А моя страна Австралия.
— А моя страна Астралия.

                   2008, 2020


ДЕНЬ-И-НОЧЬ

 

Жена становится как мать,
А мать становится как дочь.
А дочери пора б рожать
И  воду в ступе не толочь.

А я старею точно пень.
Никто не может мне помочь.
А день по-прежнему как день.
А ночь по-прежнему как ночь.

                   2008, 2020


ОБЯВЛЕНИЕ

 

Сообщение в Раменской газете.
В солидную организацию требуются специалисты с высшим образованием на позицию (именно так — на позицию! — Е.С.) дворника…


ФИГУРНЫЕ СТИХИ,
ИЛИ ФИЛОСОФСКИЕ СТИХИ О ДРУЖБЕ

 

12345678910
123456789
12345678
1234567
123456
12345
1234
123
12
1

         2008, 2020


ДВЕ-ТРИ СТРОЧКИ

 

Хорошо бы к небесам
Обращая взоры,
Две-три строчки написать
Выше чем заборы

На Николиной горе,
В Жуковке-Барвихе.
Хорошо бы в гости пре-
Лестные чувихи

Приезжали и опять
Уезжали с Богом.
Хорошо бы написать,
Написать о многом.

О любви и нелюбви,
Жалящей жестоко,
О друзьях, что полегли
В землю раньше срока.

О далёком далеке,
Реках-океанах,
О районном городке
И заморских странах.
Хорошо бы чтоб и впредь
Пели свиристели.
Хорошо бы умереть
В собственной постели.

                   2006, 2020




Старая версия дневника