Главная страница

Резюме



Евгений Викторович Степанов — издатель, поэт, прозаик, литературовед, телеведущий, общественный деятель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института, Университет христианского образования в Женеве и аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Генеральный директор издательства и типографии «Вест-Консалтинг». Член Высшего творческого совета МГО СП России. Член Русского Пен-Центр, секретарь Союза писателей Москвы. Руководитель ПЛК (Профессиональных литературных курсов), ведущий программ на телеканале «Диалог».
Публикуется с 1981 года. Стихи печатались в таких изданиях, как «Юность», «Звезда», «Нева», «Дружба народов», «Урал», «Наш современник», «Арион», «Интерпоэзия», «День и Ночь», «Зарубежные записки», «Новый берег», «Слово/Word», «Российский колокол», «Дон», «Южное полушарие», «Другое полушарие», «Окно», «45 параллель», «Литеrraтура», «Крещатик», «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум АРТ», «Новый берег», «Словесность», «Черновик», «Волга-ХХI век», «АКТ», «Членский журнал», «Журнал ПОэтов», «Лампа и Дымоход», «LiteraruS», «Barkov-magazine», «Студенческий меридиан», «Мы», «Сельская молодежь», альманахах «Поэзия», «День поэзии», газетах «Труд», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Московский комсомолец», «Московский литератор», «Семья», «Тамбовская правда», «Трудовая новь», «МОЛ»,  «Обнинск», «Литературные известия», «Поэтоград» и во многих других. Лауреат премии имени А. Дельвига. Лауреат премии журнала «Нева». Как литературный критик, публицист, мемуарист, автор рассказов публиковался в журнале «Знамя». Автор нескольких книг стихов,  прозы, публицистики, научных и культурологических монографий, вышедших в России, США, Румынии, Болгарии.


КНИГИ



Книги стихов

  • Евгений Степанов. Империи. М.: Издательство Евгения Степанова, 2017. — 248 с. ISBN 978-5-918-65450-7 (Серия: Авангранды)
  • Евгений Степанов. Среда обитания: книга иронических стихов и литературных пародий. М.: Издательство Евгения Степанова, 2017. — 64 с. ISBN 978-5-91865-445-3 (Книжная серия «Коллекция сатиры и юмора»)
  • Евгений Степанов. So ist das leben. М.: Вест-Консалтинг, 2015. — 40 с. ISBN 5-86676-100-9
  • Евгений Степанов. Аэропорт. М.: «Вест-Консалтинг», 2014. — 244 с.
  • ISBN 978-5-91865-308-1
  • Евгений Степанов. Поколение. Таганрог: Нюанс, 2011. — 32 с. ISBN 978-5-98517-099-3
  • Евгений Степанов. Спасибо. М.: Вест-Консалтинг, 2011. —  110 с. ISBN 978-5-91865-103-2
  • Евгений Степанов. Историк самого себя (ISTORIOGRAF MIE INSUMI). Iasi: Editura Fundatiei Culturale Poezia, 2010 ISBN 978-973-1731-07-0
  • Евгений Степанов. Две традиции. М.: Библиотека журнала «Дети Ра», 2009. ISBN 978-5-903321-66-7
  • Евгений Степанов. Портрет. М.: Вест-Консалтинг, 2006. — 248 с. ISBN: Д5-239-01107-9
  • Евгений Степанов. Возвращение в новь. N-Y: Chlen$kiy Publishing, 2004 — 28 с.
  • Евгений Степанов. Разные жанры жары. М.: Вест-Консалтинг, 2004. — 224 с. ISBN 5-85511-00-5
  • Евгений Степанов. Грех. М.: ООО «РЕНОМЕ-СЕРВИС ТРЕЙД», 2002. — 96 с.
  • Евгений Степанов. Глаза – два фотоаппарата. М.: ООО «РЕНОМЕ-СЕРВИС ТРЕЙД», 2002. — 220 с. ISBN 5-85511-009-5
  • Евгений Степанов. Прикосновение. М.: Поэтоград, 1999. — 99 с.
  • Евгений Степанов. Здесь, там; Наталия Степанова Прощай, Шахин-Шах. — М.: ВГФ им. А.С. Пушкина, 1992. — 104 с.
  • Евгений Степанов. Эхо Эмманюэли. М.: АПС, 1991. — 59 с.
  • Евгений Степанов. Упала пила. М.: Московский рабочий, 1991. — 152 с.


Книги прозы

  • Евгений Степанов. Как похудеть на 35 килограммов. М.: «Вест-Консалтинг», 2014. – 214 с.
  • ISBN 978-5-91865-296-1
  • Евгений Степанов. Женщина в соседней комнате. М.: «Вест-Консалтинг», 2014. — 244 с.
  • ISBN 978-5-91865-275-6
  • Евгений Степанов. Секс в маленьком московском офисе. М.: Вест-Консалтинг, 2012. —  200 с. ISBN 978-5-91865-157-5
  • Евгений Степанов. Застой. Перестройка. Отстой. М.: Вест-Консалтинг, 2009. —  296 с. ISBN 978-5-903321-57-5
  • Евгений Степанов. Благодарная песня Джамбула. М.: Вест-Консалтинг, 2007. —  248 с. ISBN 978-5-903321-08-7
  • Евгений Степанов. Ира, белая герла. М.: «Вест-Консалтинг», 2006, 144 c.
  • ISBN 5-239-01107-5
  • Евгений Степанов. Лю. М.: Вест-Консалтинг, 2006. — 160 с. ISBN 5-239-01107-3
  • Евгений Степанов. Население нашего города. М.: Поэтоград, 1999. — 92 с.
  • Евгений Степанов. Драка. М.: Прометей, 1991. — 60 с.


Литературоведение



Публицистика

  • Евгений Степанов. Формула успеха. М.: Вест-Консалтинг, 2013. —  246 с. ISBN 978-5-91865-211-4
  • Евгений Степанов. Знаковые имена русской прозы и публицистики. М.: Вест-Консалтинг, 2013. —  258 с. ISBN 978-5-91865-214-5
  • Евгений Степанов. Диалоги о поэзии. М.: Вест-Консалтинг, 2012. —  288 с. ISBN 978-5-91865-140-7
  • Евгений Степанов. Это действительно было. М.: Вест-Консалтинг, 2007. —  196 с. ISBN: 978-5-903321-08-7
  • Евгений Степанов. Люди, разговоры, города. М.: Вест-Консалтинг, 2007. — 240 с. ISBN: Д5-239-01107-7
  • Евгений Степанов. Неизвестное про известных… М.: ООО «РЕНОМЕ-СЕРВИС ТРЕЙД», 2002. — 190 с.
  • Евгений Степанов. Люди, страны, разговоры. М.: Поэтоград, 1999. — 113 с.
  • Евгений Степанов. Точки над i. М.: Прометей, 1991. — 72 с.


Культурология

  • Евгений Степанов. Социальная реклама: функциональные и жанрово-стилистические особенности. Автореферат. М., 2007. — 26 с.
  • Евгений Степанов. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция. М.: Комментарии, 2006. — 120 c. ISBN 5-85-677-112-Х
  • Евгений Степанов. Карманные календари Госстраха. М.: Российская государственная страховая компания, Вест-Консалтинг, 2004 — 224 с. ISBN 5-7361-0075-4. Тираж 3000 экз.
  • Евгений Степанов. Плакаты Госстраха как социокультурное явление. М.: Российская государственная страховая компания, 2003. — 160 с. Тираж 3000 экз.


Фотоальбом

  • Евгений Степанов. Пунктир. М.: ООО «РЕНОМЕ-СЕРВИС ТРЕЙД», 2002. — 76 с. ISBN 5-85511-013-3


Переводы

  • Евгений Степанов. Из… Аз. Переводы стихов Э. Гиевика, М. Жакоба, Ж. Сюпервьеля, А. Рембо, А. Венсана, М. Циммеринка, Г. Гессе, Мекеля, Я. Рейжека, Ш. Кро, Эзопа, З. Морозая, Т. Валери, Л. Надарейшвили. М.: Прометей, 1991. — 32 с. ISBN 5-7042-0630-1


Составление

  • Творческий метод писателя Александра Файна: интервью, статьи, рецензии, стенограммы. Составитель Евгений Степанов. М.: Комментарии, 2015. — 192 с. ISBN 5-85677-072-2
  • Антология ушедших поэтов «Они ушли. Они остались». Автор-составитель Евгений Степанов. М.: Вест-Консалтинг, 2011. —  356 с. ISBN 978-5-91865-108-7


Отзывы


«Евгений Степанов, пятидесятилетний мастер стиха, донесший в Москву из тамбовской дали ощущение огромной страны, по которой гуляют теперь потомки тех послевоенных гармонистов, что не давали заснуть овдовевешим солдаткам и подросшим невестам».

Лев Аннинский
Журнал «Родина», № 915 (9), 2015. «И я здесь - так вышло...».


* * *


Стихи Е. С. ясны, как документальная проза, таинственны, как добрый крик обиженной любви, публицистичны и вместе с тем суггестивны. У него в одном стихотворении могут естественно соседствовать реминисценции из Блока и Сосноры или из Венички и Солженицына, а также «славянская душа» и «прищур азиатский», ирония и пафос, жаргон и архаика, стеб и пафос...
Еще Степанов — мастер урбанистической зарисовки (тут он продолжатель лианозовцев, прежде всего Сапгира), но он же порой погружается в звуковые глубины слова и по-хлебниковски пробует его на зуб.
…следуя классификации одного малоизвестного мудреца, поэт Евгений Степанов не самоутвержденец, он — самовыраженец. И ему есть что выражать.

Татьяна Бек
газета «Exlibris НГ», 30 сентября 2004 г.


* * *


Если книга — это некая цельность, то можно погадать о причинах движения поэтики к механистичности и предельному лаконизму. А может быть, разгадка заключена в одном из лучших стихотворений, за которым встает тень Георгия Иванова, не убегавшего от таких прозрений в иные техники:
Вечер, и речи, и плечи — Вечная тонкая нить.Господи, все-таки нечем Эти слова заменить!

Анна Кузнецова
журнал «Знамя», № 5, 2007 г.



…Вся книга Евгения Степанова — цельная цитата, подтверждающая непохожесть, энергичную порывистость. Искренность с большой буквы. При наличии большого таланта, разумеется. Я — суровый критик, но здесь, — увы! Предлагаю вчитаться в книгу и представить ее внутри моей хвалебной каймы.Долгих лет творческой жизни, Поэт Евгений Степанов!

Юрий Влодов Москва 05 октября 2007 года


* * *


Мне близка и простейшая форма, в которой выражается лирический герой Степанова — моностих и, конечно, рассказы о вчера-сегодня-завтра. Кстати, в них, как правило, присутствует классическая собранность, лаконичность, точность формулировок. Мне очень нравится стихотворение Степанова, состоящее из одного предложения «Я хотел написать стихотоворение. И не смог». Здесь какая-то пушкинская простота. Это кажется, что так написать легко, на самом деле, так еще никто не говорил. Степанов — современный Круч?ных, сталкер в нашей литературе. И по натуре сталкер. Он идет туда, куда вход запрещен. А потом описывает то, что увидел. Получается то смешно, то страшно.

Константин Кедров
Сайт www. futurum-art.ru, 05.08.2006


* * *


…Он просто пишет восхитительные стихи, и ему с удивительной легкостью даются вполне себе традиционные стихи, в которых есть и глубина, и ирония, и обилие вкусных поэтических находок…

Евг. Харитонов
Журнал «Крещатик», № 3, 2007 г.


* * *


Вот такое волшебное зеркало удалось создать Евгению Степанову — без прикрас, без ретуши и самолюбования, преломив через свою собственную судьбу, создать портрет целого поколения…

Влада Волновская
Газета «Театральные ведомости«, № 9 (92), 23 июля 2007 г.


* * *


И вот, встречаю автора, который, как и я, для каждого стихотворения — то есть для каждого лирического настроения, поэтического замысла создает свою, этому замыслу нужную — п р и с у щ у ю  ему — форму.
…Я, конечно, не Господь Бог, но что бы я предъявила Степанову на Самом Высшем Суде (разумеется, искусства, а не жизни, тут Бог ему Е д и н с т в е н н ы й судья) — так это то, что он не очень-то себя ценит, часто мельчит, увлекается перетряхиванием пыли ковра э с т е т и ч е с к о й  р е а л ь н о с т и, забывает о том, что «есть ценностей незыблемая скала» — и в его тексты попадают какие-то «не те» люди и обстоятельства, притом он их, как правило, переоценивает…

Ольга Татаринова
литературно-философский журнал «Топос» от 24.10.2006


* * *


Стихи Евгения Степанова — это исповедь сына века, человека, прожившего как бы несколько жизней в разных временных, сущностных (помните у Заболоцкого, «на самом деле то, что именуют мной, — не я один. Нас много. Я — живой.») и пространственных координатах. Стихи Степанова фиксируют, точно фиксаж, перемещения и — прежде всего! — перевоплощения его лирического героя.

Сергей Бирюков,президент Академии Зауми


* * *


Евгения Степанова можно считать первым русским поэтом-сюрреалистом.
Его стихи удивляют читателя тем недюжинным уровнем истинно-лирической искренности и непосредственности, который стал в наше время подлинным раритетом.

Юрий Милорава
издательская система «Литсовет», 21 июня 2004 г.


* * *


…Евгений Степанов с веселой усмешкой отказывается от развязной поп-горизонтали, противопоставляя ей эстетику сугубо детского здоровья (этакая, чуть шаржированная, гармония):
Длинноногие путанки Скажут мне: «Что хочешь ты?» Я хочу читать Бианки, И читать до темноты.

Татьяна Бек
журнал «Вопросы литературы», № 41, 1994 г.


* * *


Необычные стихи, интересные, ни на что не похожие.

10 февраля 1992 г.
Александр Иванов, поэт-сатирик


* * *


Женя — в некотором роде мистическая личность. Как и когда Степанов творит, я не знаю, но время от времени он выходит из своих теней к людям и разбрасывает свои камешки-книжки. Ярко, красиво, талантливо. У него редкая профессия — собиратель. Как мы собираем разноцветные камешки на берегу, чтобы сложить бусы, так он собирает свои строчки, чтобы сложить книги. А, может, он просто знает места, где лежат в избытке ценные камешки незатейливых, «ситцевых» историй и событий. Проще говоря (проще ли?), мы имеем дело с метафизикой, фактически с булгаковской идеей постоянной передачи энергии как таковой из одного тысячелетия в другое. Причем сюжеты у Степанова, если вдуматься, — одни и те же, как библейский сюжет о Каине и Авеле, который бесконечно повторяется, меняя лишь (уни)форму, сшиваемую и подгоняемую по «фигуре» времени вечным портным.

Александр Ткаченко Сайт www. futurum-art.ru, 05.08.2006