Евгений Степанов родился
в Москве. Окончил Тамбовский пединститут. Работал в сельской школе в
Рассказовском районе. Сотрудничал с местными газетами. Активно участвовал
в работе литературной студии «Слово», которой руководил Сергей Бирюков.
Затем Женя круто ломает свою жизнь, автостопом колесит по миру и возвращается
на родину с ясным пониманием факта: чтобы не утонуть, надо не только
быть здоровым и уметь плавать, но и заниматься этим делом повседневно.
И поэт Евгений Степанов — филолог-романист, член Союза писателей Москвы,
почетный гражданин штата Кентукки (США), лауреат Международной премии
имени Давида Бурлюка — стал клерком довольно высокого уровня в одной
из государственных фирм, что позволило ему существовать и как литератору,
выпустить несколько культурологических книг и ряд поэтических сборников.
Например, самый последний из них — симпатично изданный и очень привлекательный
своей содержательной частью — «Разные жанры жары», где впервые в полном
объеме собраны сочинения, претендующие на определенный формальный поиск.
Данное положение вещей — сейчас распространенная практика: зарабатывать
на свои поэтические издания. И не стоило бы об этом говорить, в конце
концов это частное дело каждого художника, если бы не одно «но», в котором
вся соль и есть.
Евгений Викторович Степанов — издатель и главный редактор журнала «Футурум
АРТ». Скептики и на это пожмут плечами
— мало ли в Москве издается журналов! Литературно-художественных — мало.
На свои кровные — примеров не знаю, кроме еще «Черновика». А когда в
таком журнале широко представлены литераторы из разных концов страны
и света, то такой журнал выходит за рамки столичного. Литературное поле
оказалось гораздо шире того, что могут охватить так называемые толстые
журналы.
С 2001 года вышло шесть номеров. Во втором номере были представлены
молодые тамбовские поэты, в других номерах — литераторы Сибири, Чувашии,
Поволжья, Санкт-Петербурга, Украины... Последние два номера вышли в
этом году в новых обложках, академически строго изящных — с черным квадратом
на темно-красном фоне. Появился и сетевой вариант журнала — http://www.futurum-art.ru/.
В последних номерах, кроме всего прочего, читатель найдет статью члена
редколлегии Юрия Милоравы о патриархе отечественной поэзии Геннадии
Айги и отклик на книги Николая Ладыгина заместителя главного редактора
кандидата филологических наук Никиты Сироткина, визуальный стих Марины
Остолоповой-Майер (Марина Остолопова была бессменным старостой студии
«Слово», затем переехала в Новгород, где вела детскую литературную студию
и издавала детский поэтический журнал, сейчас проживает в Германии)
и короткую стихопрозу Александра Федулова, переводы с немецкого и словацкого,
листовертни покойного Дмитрия Авалиани и статьи о нем. Журнал полнокровен
и свеж, он позволяет услышать много талантливых голосов и авторам узнать
друг о друге, о тех поисках, которые волнуют творческую молодежь. Россия
ведь прибывает (и пребывает) регионами.
И понимая это, и принимая близко к сердцу проблемы литературной молодежи,
Евгений Степанов затеял еще один литературно-художественный журнал —
«Дети РА» (только что вышел первый номер). Вот что он пишет в колонке
редактора: «Журнал «Дети Ра»посвящен современному литературно-художественному
процессу. В первую очередь мы хотим представить художников (в широком
смысле слова), живущих вне столицы России, а также за пределами страны.
Журнал издают волжане. Элла Бурдавицына, Андрей Руфанов — саратовцы...
Волга (по-древнеегипетски РА) многое значит в наших судьбах.
Журнал будет выходить шесть раз в год... Каждый номер будет посвящен
одному городу (региону)... Во втором номере мы представим литераторов
из Воронежской области.
Мы готовы к сотрудничеству с литературными сообществами, административными
и бизнес-структурами регионов».
Сейчас сложилась ситуация, напоминающая средние века, когда всякий город
— сам себе государство в некотором роде. Печатают своих, рассказывают
о своих, говорят о своем. Такая самоизоляция опасна. Замыкаться в своем
узком кругу вредно. Надо выходить и за городские стены, чтобы услышать
иные песни. Хоть все мы и дети РА — Расеи, но такие разные.
Нас объединяет язык и искусство Слова на этом языке. И только обретая
друг друга в искусстве Слова, мы создаем единое пространство — Россию
— и приумножаем его за счет желающих узнать это Слово на языке оригинала.
Недавно я оказался в компании итальянских славистов, которые в один
голос говорили, что преподавание литературы в России на порядок выше,
чем в Европе. Хотелось бы, чтобы и существование самой литературы у
нас — я уже не говорю о самих литераторах — стало на уровне ее преподавания.
А для начала надо хотя бы заметить такого деятеля отечественной культуры,
как Евгений Степанов, который делает дело и приглашает всех заинтересованных
лиц принять в нем участие. Заметить, сделать усилие и откликнуться.
Вот был бы знак нового времени!
А там, глядишь, и Беляевы с Третьяковыми подоспеют... Чем черт не шутит.
А. ФЕДУЛОВ