Главная страница

Раздел «Литератор»

Отзывы





Газета "Книжное обозрение", № 41 (2155), 2007 г.   

 

    

 

 

Газета "Книжное обозрение", № 41 (2155), 2007 г.



Узнавание мира


Эско И.
На другой стороне дня.
М.: Вест-Консалтинг, 2007. - 124 с. 200 экз. (о) 13ВИ 978-5-903321-10-0


Поэтическая миниатюра, включающая, по сути, и смежные, типологически не вполне стиховые типы письма (палиндром, моностих и даже однословье), переживает в современной отечественной поэзии настоящий расцвет. И конкретистски-фиксирующий, и иронически-остраняющий, и лирическо-ме-дитативный модус миниатюры развиты и убедительны. Поэт Ия Эско работает во всех этих модусах, но, кажется, лирическое узнавание мира, растворение в объекте-образе удаются ей более всего: "суставы / и трещины / и / боль / невозможность остаться /и не подниматься/не быть /невозможность /не". Метод Эско — взгляд и одновременная мимолетная мысль неразрывно соединены. Осколки мира, не трагически рассыпающегося, но просто существующего фрагментарно, увиденного благодаря отдельным вспышкам сочувствующего сознания. Отсюда — близость к поэтике "европейского" хайку: "случайные встречи в метро / как пожелтевший старый / нечаянно найденный снимок".

Данила Давыдов



Боль на весах


Даен А.
2-е апреля в Квинсе.
М.: Вест-Консалтинг, 2007. - 64 с. - (Библиотека журнала "Футурум АРТ"). 200 экз. (о) 13ВМ 5-239-01107-9


Один из ярких представителей сегодняшнего неоавангарда - Алексей Даен, поэт, прозаик, публицист, переводчик, художник-коллажист, фотограф. С средины 90-х он живет в США, публикуется в независимых изданиях (таких, как журнал "Дети Ра"). Нынешний сборник, впрочем, показывает связь поэта с авангардной традицией скорее идеологическую, нежели стилистическую. Поэтический метод Даена близок отчасти битникам, отчасти — отечественным футуристам. И с теми, и с другими Даена сближает романтический, отверженный лирический герой, изъятый из мира либо противопоставленный ему: "Не помещается боль на весах... / Струбцины улиц сдавливают мозг... / Балконы нависают гильотиной... / Мне страшно; / Болен и промозгл". Неоавангардная субъектность выступает формой противостояния иной позиции, поставангардной, в рамках которой поэт оказывается функцией мира, а не его творцом-разрушителем, утвердителем-отрицателем.
Данила Давыдов