Главная страница

Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса

«Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса»



УСЛОВНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОГО ПЯТИСТИШИЯ


Пятистишие — в известной степени распространенная строфа Золотого и Серебряного веков русской поэзии. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Евгений Баратынский, Фёдор Тютчев, Александр Блок, Владислав Ходасевич, Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин писали стихотворения, используя эту форму[1]. В основе пятистишия Золотого и Серебряного веков лежал катрен как модифицированная и расширенная строфа.
Поэты Бронзового века (середины ХХ — начала ХХI веков) используют пятистишие также, как их предшественники — в качестве развернутого катрена, добавляя к нему строку: АБАБА, АБААБ, АББАА.

Лист в луже, или он над облаками,
Когда со знаком минус глубина?
Кто грязного не замечает дна,
Тот к небу прикасается руками…
Он в это верит — в чем его вина?[2]

Способ построения современного пятистишия четко и определенно обозначил О. Федотов: "Основной корпус строфического репертуара пятистиший, однако, составляют рифмованные их модификации, в которых трехстишие так или иначе сочетается с двустишием, тройное созвучие с двойным. Наиболее гармонично рифмы располагаются поочередно: АBABA"[3].
Распространены в современной версификационной практике лимерики.
Эта форма пятистиший, написанных, как правило, трехстопным анапестом, стала популярна в конце ХХ — начале ХХI веков. Предтечей современных лимериков можно назвать пятистрочные тексты английского поэта и художника Эдварда Лира (1812—1888). Лимерики традиционно имеют ироническое содержание, способ рифмовки: монорим или ААББА. Активно и плодотворно в жанре лимериков работает современный поэт-иронист Евгений Лесин.

Однажды Мане у Моне
Украл из штанов портмоне.
А, может, и не
Мане у Моне
Украл, а Моне у Мане[4].

*  *  *

Миловидная леди из Бремена
Ежегодно бывала беременна.
На вопрос об отцах,
Отвечала лишь: "Ах!"
Беззаботная леди из Бремена[5].

Известны цифровые лимерики.

2 (ДВА)

Подавальщицы Галя да Валя
Ресторан основали в по-2-ле.
Кавалеры по 2
Прибывали в по-2-л,
Только есть там е-2 ли давали[6].

Современное пятистишие — форма в известном смысле условная, во многом существующая благодаря воле автора. Т. е. число стихов (строк) зависит от графического оформления текста. Вот, например, белые стихи Эланы:

Проснулась поздно —
в тридцать семь…

Зато
и
выспалась прекрасно[7]

Авторская разбивка на строки делает этот текст пятистишием. Вместе с тем, процитированное стихотворение можно безболезненно оформить как, например, двустишие:

Проснулась поздно — в тридцать семь…
Зато и выспалась прекрасно…

Отдельный разговор — танка. Эта древняя японская форма пятистишия, которая зародилась в феодальную эпоху и сохранилась до наших дней, насчитывает 31 слог. Как пишет А. Квятковский, "главная мысль Т. сосредоточена в первых трех строках, заключение — в двух последних"[8].
Стихи в стиле танка писали Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Валерий Брюсов и другие поэты Серебряного века.
Современные поэты творят в этом жанре редко — они предпочитают произвольно использовать число слогов в пятистишиях, поэтому современные пятистишия скорее можно отнести к верлибру. Пятистишия-верлибры (предлагаем такой окказиональный термин) пишут Айвенго, Рита Бальмина, Александр Башкатов, Сергей Бирюков, Александр Брут-Бруляко, Верочка Вербина, Анри Волохонский, Татьяна Грауз, Николай Грицанчук, Ирина Добрушина, Кристина Зейтунян-Белоус, Александр Иванников, Елена Кацюба, Константин Кедров, Наталья Лайдинен, Наталия Лихтенфельд, Игорь Лунёв, Владимир Макаренков, Мара Маланова, Владимир Монахов, Асия Музафарова, Наталья Никулина, Юрий Орлицкий, Александр Очеретянский, Анжела Пынзару, Виктор Райкин, Сергей Сигей, Александр Смогул, Юрий Трофимов, Леся Тышковская, Валерий Уколов, Наталья Фатеева, Евгений В. Харитоновъ, Вера Чижевская, Алексей Шепелёв, Валерий Шерстяной, Элана и другие.
Мастерами пятистиший-верлибров были Владимир Бурич (1932—1994), Руслан Элинин (1963—2001).
Современные пятистишия-верлибры можно разделить на традиционные пятистишия-верлибры, фигурные пятистишия-верлибры, заумные пятистишия-верлибры, палиндромические пятистишия-верлибры.
Доминируют традиционные пятистишия-верлибры. Из всего корпуса пятистиший, опубликованных за период с 2000 по 2013 годы в журналах, входящих в порталы "Журнальный зал" и "Читальный зал", их 90%.
Значительно реже публикуются пятистишия синкретические, комбинированные, в которых соединяются несколько техник  — например, традиционная силлабо-тоника и заумь, силлабо-тоника и фигурные стихи. Между тем, такие пятистишия вызывают особый интерес — своей неожиданностью. Показательно в этом смысле творчество Елены Кацюбы и Валерия Шерстяного.
Рассмотрим стихотворение Елены Кацюбы:

*  *  *

бледное лезвие луны
лезвие бледной луны
луна бледного лезвия

зовущий разрез в яблоке заката
lame — lame — la-me-la — mela — mela[9]

Пятистишие-верлибр Елены Кацюбы имеет резко выраженный метрический рисунок, графическое (фигурное) оформление текста. Тире в структуре иноязычной строки выполняет свою определенную — смыслонесущую, соединительную — функцию. По сути, перед нами — комбинированный вид поэтического текста.
Заумные (или с элементами зауми) пятистишия пишет Валерий Шерстяной, который позиционирует свою творческую позицию в одном из стихотворений:

з— зь л— ль н— нь ну— ка
юй я юй э юй у улю— лю
к— кь к— кь к— кь эх— ма
щюй фюй тчы дзи ату его, ату!
Ж зь ль л ж в э прр!

(1992)[10]

Поэт, говоря его словами, пытается "вырваться из смысла", развивает традиции Алексея Кручёных.
Краткие выводы.
Современное пятистишие развивается как свободная строфическая форма, приобретая черты ярко выраженного верлибра. Твердые формы (лимерики, танка) встречаются реже, однако также присутствуют в современном отечественном стихосложении.


[1] См. об этом подробнее в: О. И. Федотов, "Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2-х кн. Кн. 2: Строфика". — М.: Флинта: Наука, 2002. С. 167 — 177.


[2] Александр М. Кобринский. Url: http://www.amkworks113.ru.


[3] О. И. Федотов, "Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2-х кн. Кн. 2: Строфика". — М.: Флинта: Наука, 2002. С. 170.


[4] Евгений Лесин, "Футурум АРТ", № 1, 2001. Url: http://www.futurum-art.ru.


[5] Евгений Лесин. Url: http://www.ijp.ru.


[6] В. Гурвич. Url: http://www.arbuz.uz.


[7] Элана, "Дети Ра", № 6, 2005. Url: http://www.detira.ru.


[8] Квятковский А. П., Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: "Советская Энциклопедия",1966. С. 76.


[9] Елена Кацюба, "Дети Ра", № 4, 2006. Url: http://www.detira.ru.


[10] Валерий Шерстяной, "Дети Ра", № 12, 2006. Url: http://www.detira.ru.