|
|
ЧАСТУШКА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРАЧастушка (или припевка, пригудка, коротушка, коротелька, собирушка, вертушка, сказуха, стишок и т. п.) — старинный фольклорный жанр, который приобрел привычную для нас форму в середине ХIХ века. Само же слово "частушка" впервые употребил знаменитый писатель-реалист Глеб Успенский в статье "Новые народные песни", которая была напечатана в 1889 году[1].
Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: "Частушка, жанр рус. словесно-муз. фольклора, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения"[2]. Словарь Брокгауза-Ефрона в дефиниции, данной частушке, подчеркивает, что ее "содержание берется из текущей жизни"[3]. Действительно, любое значительное событие в жизни нашей страны (революция, коллективизация, война, перестройка, смена одной общественно-экономической формации на другую) нашло свое отражение в этом малом фольклорном жанре. Д. Лихачев писал: "Темы народной лирики — темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п.) или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные и т. д.)"[4]. Разноплановы и частушки. Они бывают детские, политические, лирические, свадебные, деревенские, городские, региональные (например, Воронежские, Тамбовские, Брянские, Вологодские…) и т. п. Родина частушки — деревня. И там она наиболее уместна — особенно когда звучит гармонь, когда люди встречаются, женятся… В городе частушка постепенно доживает свой век. Она становится не так востребована, городской социум разобщен, представить людей с гармошкой в Москве (на Тверской улице или в спальном Жулебине) весьма проблематично, да и на свадьбах звучат другие песни. Тем не менее, частушка по-прежнему живет в городской среде, ее можно услышать на дачах, в электричках, где выступают доморощенные музыканты, на пикниках, на туристических слетах. Частушка только на первый взгляд — легкий литературный жанр. На самом деле, это сложнейшее литературно-музыкальное произведение, в котором есть глубокое отражение действительности, своеобразная и неподражаемая версификационная техника (подделки не выживают!), логическая и композиционная завершенность. Частушки разнообразны по форме. Самая распространенная строфика в этом жанре — четверостишие. Реже встречаются двустишия. Совсем редко в настоящее время — шести-, восьми-, десяти-, двенадцатистишия. Рифменная система в частушке заслуживает отдельного разговора. Обычно рифмуются вторая и четвертая строки. Рифмы в частушке, как правило, не точные, не глубокие. Нередки рифмоиды типа: тебя—меня; меня—я; окна—ума и т. п. Распространены глагольные рифмы: дала—взяла; пришла—нашла. Нередки ассонансы: белая—бегала; резиновы—разинули[5]… Преимущественный стихотворный метр — хорей, точнее — четырехстопный хорей. Значительно реже встречаются ямбические частушки. Частушка — литературно-музыкальное произведение, в котором текст и напев взаимосвязаны, но все-таки доминирует текст. Частушечных напевов немного, они, как правило, стандартные и нередко начинаются с идентичных зачинов — "Подружка моя", "Ой, Семёновна", "Самолет летит", либо объединены общей темой. Циклы частушек, объединенные в спевы, всегда звучат под один мотив. Нередко в спевах одна тема варьируется с разных позиций. Например, арест Юлии Тимошенко в августе 2011 года вызвал бурную реакцию в украинском обществе, и, в частности, в Крыму уже в сентябре можно было слышать такие припевки: Посадили Юлечку,
Юлечку-красулечку. За рассейский вроде газ. Янукович — вырви глаз[6]. * * * Янукович посадил Юлечку-красавицу. И довольный сало ест, Ест и улыбается[7]. Вместе с тем, звучали и другие частушки, диаметрально противоположного содержания:
Несомненно, одни из самых распространенных видов частушки — политические и лирические. Они наиболее востребованные.
Существовали (существуют) и так называемые поддельные частушки, когда власть предержащие пытались (пытаются?) внедрить в сознание людей стишки, прославляющие существующий строй, пропагандирующие прописные истины. Например, частушка из брежневского "застоя": Такие подделки не приживались в народе.
Частушка политического звучания становилась популярной, когда выражала определенный протест, решительное несогласие с мнением власти. И никакая цензура не могла остановить стремления высказаться, сказать о наболевшем. За подобные вольности правящая верхушка преследовала. Владимир Бахтин писал: "…такой фольклор не устраивал начальство. Его не только не замечали, за его распространение наказывали, сажали. Товарищи Жданов и Суслов могли сколько угодно и как угодно критиковать Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына — это мол, их личные ошибки, заблуждения или враждебные происки. Но могли ли товарищи Жданов и Суслов сказать, что народ, который распевает частушку “При царе при Николашке Ели белые барашки…” или “Дорогой товарищ Сталин, Без штанов ты нас оставил…”, ошибается?"[10] Политическая частушка очень часто персонифицирована. Существует множество припевок, посвященных царю Николаю II, Распутину, Ленину, Сталину, Хрущёву, Брежневу, Горбачёву, Ельцину, Путину, Медведеву, Тимошенко, Януковичу и многим другим деятелям. Как правило, политическая частушка дает негативный портрет власть предержащих. Так было до революции (хотя сохранились частушки и лестные для Николая II), так было в советское время, так происходит и сейчас. Приведем только несколько характерных примеров. * * *
Хоть сдадут, служить не стану Николашке-дураку: Сапоги, шинель закину Через быструю реку![11] * * * Ленин, Сталин, Ворошилов И Калинин, старый пес, Всю Россию погубили И загнали всех в колхоз[12]. * * * Едет Сталин на корове, У коровы один рог. Ты куда, товарищ Сталин? — Раскулачивать народ![13] * * * Ах, огурчики мои, Помидорчики. Сталин Кирова пришил В коридорчике[14]. * * * Горбачёв и с ним же Ельцин. Что вы сотворили? Сильный русский наш народ По миру пустили[15]. * * * Путин, Путин, ты циркач, Ловкий не на шутку. Хорошо ты приручил Бурого Мишутку[16]. * * * Путин, Путин, ты богач, У тебя деньжищи. А мне пенсию дают Три-четыре тыщи[17]. * * * О па, о па, Такая лабуда. Пушкин — это наше все. Путин — наше навсегда[18]. Один из основных и проблемных вопросов фольклористики и источниковедения — это достоверность частушки. Каково ее истинное звучание, где и кем и при каких обстоятельствах записана? Нередко встречаются несколько вариантов одного текста[19].
Вместе с тем, следует признать, что канонических частушек не бывает, они видоизменяются в зависимости от ситуации. Это особенно наглядно проявляется в лирических частушках. Многим памятна знаменитая припевка: Однако существует и не менее популярный вариант, когда первая строка звучит совсем по-другому: "Не ходите, девки, замуж".
То есть семантический ряд частушки может быть дифферинцирован. Лирическая припевка не избегает обсценной лексики. В этом ее особый национальный колорит. Н. Добролюбов отмечал: "Народная поэзия не стеснялась правилами школьных риторик и пиитик о высоком слоге, для нее все слова были хороши, только бы они точно и ясно обозначали предмет"[21]. Показательны в этом смысле озорные частушки из коллекции поэта, выдающегося популяризатора жанра Николая Старшинова (1924—1998): Здесь мы видим, с одной стороны, озорство ради озорства, а с другой стороны, нецензурное слово привлекает внимание к припевке, точнее — циклу припевок.
Ненормативная лексика в частушках, как правило, оправдана. Эротические мотивы в деревенских припевках употребляются, например, на второй день свадьбы, когда молодожены готовятся к брачной ночи[23]. Молодые спать пошли,
Богу помолилися, Чтобы пуще в одеяле Ноги шевелилися[24]. * * * Как у нашего Мирона На х. сидит ворона. Как ворона запоет — У Мирона х. встает[25]. Частушки оказали влияние на многих выдающихся русских поэтов — Блока, Есенина, Твардовского, Бокова, Высоцкого, Берестова.
В настоящее время целый ряд авторов (например, Елена Арс, Сергей Бирюков, Николай Войченко, Василий Гыдов, Салават Кадыров, Станислав Комардин, Владимир Котиков, Нина Краснова, Фёдор Мальцев, Мария Панфилова, Сергей Сатин) работают в этом жанре. Станут ли их частушки фольклором — покажет время. [1] См. об этом подробнее на сайте, посвященном Глебу Успенскому. Url: http://www. az.lib.ru›u/uspenskij_g. [2] Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 493. [3] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Url: http://www.encycloped.narod.ru. [4] Д. С. Лихачев, "Поэтика художественного времени", "Русская фольклористика. Хрестоматия". — М., "Высшая школа", 1971. С. 246. [5] См. об этом подробнее в исследовании Марии Богдановской "История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории". Url: http://www.referats.5-ka.ru/44/36993/1.html. А также в книге С. Г. Лазутина, который, в частности, писал: "В частушках могут рифмоваться любые слова, лишь бы в них совпадали ударные гласные. Приведем примеры неточных частушечных рифм из сборника Елеонской: “меня—тебя”; “меня—буду я”; “голове—на уме”, “туман—вам”, “ко мне—по канве”, “своя—нельзя”, “пропою—попаду”, “во косе—стороне”, “соборе—доле”, “окна—ума”, “вина—меня”, “войну—моему”, “яровой—домой” и т. д.", "Поэтика русского фольклора". Url: http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/3_3.html. [6] Частушка записана автором в Украине, в поселке Коктебель, 7 сентября 2011 года. Исполнитель: баянист Алексей Полищук. [7] Там же. [8] Там же. [9] См. об этом подробнее в исследовании Марии Богдановской "История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории". Url: http://www.referats.5-ka.ru/44/36993/1.html. А также в статье Владимира Бахтина "Голоса людей, голоса народа", Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: "Полифакт", 1998. С. 753 — 756. [10] Владимир Бахтин, "Голоса людей, голоса народа", Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: "Полифакт", 1998. С. 754. [11] См. Url: http://www.shansonprofi.ru. [12] Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: "Полифакт", 1998. С. 760. [13] Там же. [14] См. Url: http://www.forum.pravda.ru. [15] См. Url: http://www.hrono.ru. [16] Записано автором 10 августа 2011 года в электричке, следующей по маршруту: Удельная — Казанский вокзал. Автор — баянист Сергей, фамилию мы (по известным причинам) назвать не считаем возможным. [17] Там же. [18] Там же. [19] Здесь уместно вспомнить слова фольклориста Б. Н. Путилова: "Составить более верное и полное представление о данном индивидуальном тексте можно, имея серию записей; чтобы убедиться в том, что запись безусловно верна, что “моментальное” и “общее” совпадают, надо много раз прослушать исполнителя"; "Для исследователя, анализирующего тот или иной текст, либо группу текстов, несомненно важно знать, в каких условиях он был записан и как эти условия могли повлиять на характер текстов. К сожалению, история русской фольклористики располагает недостаточными данными по этим вопросам, а имеющиеся факты не систематизированы и не осмыслены". См.: Б. Н. Путилов, "Современная фольклористика и проблемы текстологии", "Русская фольклористика. Хрестоматия". — М., "Высшая школа", 1971. С. 235, 236. [20] См. Url: http://www.chastuchka.yaxy.ru. [21] Н. А. Добролюбов, "Замечания о слоге и мерности народного языка", "Русская фольклористика. Хрестоматия". — М., издательство "Высшая школа", 1971. С. 59, 60. [22] См. Url: http://www.alafor.ru/t234-topic. Н. К. Старшинов составил несколько сборников частушек, в частности, "Разрешите вас потешить: Частушки". — М.: Столица, 1992. [23] См. об этом подробнее в: Н. С. Бурмистров, "Частушка в свадебном застолье. Традиционное русское застолье: сборник статей". — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. С. 152. [24] См. Url: http://www.kp.ru. [25] Впервые эту частушку автор записал в 1977 году, будучи 13-летним подростком в пионерском лагере "Знамя" Краснодарского края. |