Главная страница

Раздел «Литератор»

Рецензии


    

 

«ВСТРЕЧИ — 89»

Этот номер альманаха, который многие годы издает поэтесса и замечательная подвижница Валентина Синкевич в Филадельфии, показывает, сколько еще неоткрытых — золотых! — стихотворных приисков в русскоязычной среде на Западе. Впрочем, как и здесь, в Союзе.
Конечно, украшение сборника отточенные, «скупые» на метафорические излишества, живые, как плоть, стихи Георгия Иванова, которые, как пишет автор публикации и комментариев айовец (США) Вадим Крейд никогда «не были включены автором в его сборники и никогда не перепечатывались в периодических изданиях». В этой подборке есть безусловные шедевры, как, например, «Русская красота», «Вновь зеленые шорохи в лесе». Процитирую последнее стихотворение.

* * *

Вновь зеленые шорохи в лесе
Разогнали зимы тишину,
И холмы, и озера, и веси
Молодую встречают весну.

Здравствуй, здравствуй в цветистом наряде,
Озарившая серую высь.
Мы тоскуем о светлой прохладе,
Мы улыбки твоей дождались.

Веселее сверкайте криницы,
Ветер запах полей разноси —
Вылетайте веселые птицы
С громкой песней по красной Руси.

Сладко встретить румяное утро,
Улыбнуться в сосновом бору.
На завалинке грустно и мудро
Помечтать над судьбой ввечеру.

Ой, судьба, ты и радость, и горе,
Ты и буря, и сладкая тишь,
Словно Волга в далекое море
Неустанные волны катишь.

Веет ветер и плещутся воды
И несется, несется ладья.
И в раздольи тревожной свободы
Несказанная радость моя!

Как и встарь — зеленя изумрудны,
Дышит вольно и сладостно грудь,
Только вспомнишь и больно, и трудно,
И несладко порою вздохнуть.

Но не надо печали и боли —
Скоро кончится горестный гнет:
К светлой радости, к солнечной воле
Нас весна молодая зовет.

Русь родная, выращивай нивы —
Не устанут твои сыновья.
Будет вольною, звонкой, счастливой
И победною песня твоя.

Ведь недаром вся слава Господня
В каждом шорохе леса слышна,
Ведь недаром сошла к нам сегодня
Золотая, как солнце, весна.

О каком времени эти высокие, отточенные стихи? В каком году они написаны? Неужели в 1916-м, а не в нынешнем 1989-м.
Сколько в этих стихах веры в Россию, любви к ней, надежды на ее будущее! Вообще, нежное, ностальгическое чувство к Родине — квинтэссенция альманаха. Вы не прочтете ни строчки ненависти к отчей земле, чем, увы, могут похвастаться далеко не все эмигрантские издания.
«Встречи — 89», как обычно, представляют поэтов всех волн эмиграции. Среди авторов и парижанка Зинаида Шаховская, и бостонец Наум Коржавин, и проживающий в Монтерее (США) Николай Моршен, и израильтянка Рина Левинзон... Следует признать, что поэты первой и второй волн выглядят явно предпочтительнее. Здесь налицо сохраненная традиция «серебряного века», налицо понимание Поэзии как высшего божественного дара, извлеченной из пространства Гармонии.
Вот, например, стихотворение Зинаиды Шаховской.

* * *

Невинных нет в моем краю
И даже дети виноваты
Но и в виновных узнаю
Их белых спутников крылатых

Ведь на обширнейшей земле
Давно наученной терпенью
Таится как огонь в золе
Простое ангельское пенье

Оно неслышное растет
Как колос летом колосится
Метелью радужной метет
Вздымается небесной птицей

И в час когда блеснет рассвет
Сметая страхи и тревоги
Оно одно найдет ответ
Напоминанием о Боге.

Какой выразительный язык, какая музыка, какой лапидарный стиль!

Из поэтов третьей волны более других запомнился бостонец Михаил Крепс, за плечами которого явная ленинградская школа письма.

SILENTIUM

Ложью мысли в непогоду
Изреченной удручен,
Я бутылку бросил в воду,
Не желая быть прочтен.

Пусть слова живут отныне
Во стеклянном во дому,
Не услышанные и не
Сказанные никому.

Обольщенья, обещанья,
Вам ли годы воскресить?
По ту сторону прощанья
Нам прощенья не просить.

По ту сторону молчанья
Не услышать нам прибой.
Что ж, счастливого качанья
По пучине мировой!

Отменное стихотворение, крепкое (вот только «по пучине» неблагозвучно), профессиональное сделанное.
А вообще у большинства стихотворцев третьей и четвертой волн, увы, ляп на ляпе. Казалось бы, люди только приехали на Запад с родной земли, чувство стиля и языка должны сохранить. Ан нет. Это лишний раз доказывает: неважно, где живет поэт, а важно в каких отношениях он находится с поэтическим провидением, сам ли он пишет стихи, или их ему надиктовывают Свыше...
Самостоятельным поэтом из третьей волны мне показалась Татьяна Мамонова (Хартфорд, США). Она пишет свободным стихом, может быть, поэтому и полны ее стихи внутренней свободой мысли и ассоциаций.

* * *

Все решено
Мы кинемся в туман
в дыму земли
познаем беспредельность
пойми
во имя солнечной любви
освободим
закрытых в богадельнях
закрытых в склепах
комнат и квартир —
летим!

 

* * *

Остановите беглые кануны
остановите белого коня
опомниться от солнца
дайте мне
нет, нет, вы не удержите меня
взглянуть хочу в подлунные
пределы
там, говорят, теперь еще темней
и дерева от ветра поредели.

«Встречи — 89» пришли к читателю. Живущему на американском континенте. Когда же мы их встретим здесь, в России, где им самое место?

1989