Марат
Гельман — самый заметный, пожалуй, российский галерист. В его личной
коллекции восемьсот живописных работ, примерно триста пятьдесят листов
графики.
Родился в 1961 году. Закончил институт связи. Сын знаменитого драматурга,
лауреата Государственной премии СССР Александра Гельмана.
Личность известная. Из тех, что у всех на слуху.
Марат
ГЕЛЬМАН:
«ГАЛЕРЕЯ
— ЭТО МОЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ!»
— Марат,
расскажите, пожалуйста, как у Вас возникла идея создания галереи? Вы
искусствовед, несостоявшийся художник?
— В каком-то смысле можно сказать, что я несостоявшийся художник. В
десять лет я пытался рисовать. Но моя мама стала меня от этого дела
сильно отговаривать. Потом я выяснил — почему. В свое время за ней ухаживал
один художник. И у него всегда были испачканы руки... Если же говорить
серьезно, то художником я никогда не был, но всегда занимался коллекционированием.
И надо заметить, что большинство галеристов в прошлом действительно
(как Вы правильно заметили) либо художники, либо критики, либо жены
богатых, известных людей, либо коллекционеры. Уверен, что лучшие получаются
из нас, коллекционеров. Объясняется это очень просто. Дело в том, что
мы оплачиваем свои ошибки собственными деньгами. Представьте себе, Вы
пошли на плохой фильм, потратили какие-то деньги и два часа времени.
Жалко? Жалко. Но это еще сущая ерунда. А вот если Вы купили дорогую
картину, а потом выяснилось, что с точки зрения истории она ничего не
стоит, это Вас огорчит гораздо больше. Поэтому любой настоящий коллекционер
через некоторое время становится истинным экспертом в живописи. Он ходит
на все выставки, следит за прессой, изучает историю и теорию живописи,
пытается во всем разобраться, дойти, как писал Борис Пастернак, «до
самой сути».
— Расскажите, пожалуйста, как Вы начинали?
— В восемьдесят шестом — восемьдесят седьмом годах я ходил из мастерской
в мастерскую с девушкой-экспертом, мне что-то нравилось, я покупал отдельные
работы. Но однажды мне попал в руки справочник Союза художников СССР.
Я прочитал его и призадумался... Я насчитал в этом замечательном справочнике
пятьдесят семь тысяч членов Союза художников СССР. Кроме того, я отдавал
себе отчет в том, что только в Москве еще где-то тысяч десять непризнанных
талантов. Я понял, что если я буду пытаться по-прежнему собирать все
подряд, ходить из одной мастерской в другую, то успеха мне не видать,
как собственных ушей. История живописи любой страны и любой эпохи —
это тридцать человек. А коллекционировать стоит только то искусство,
которое войдет в историю. И я начал еще активнее учиться, заниматься
самообразованием и искать тех людей, которые войдут в историю живописи.
Теперь, по прошествии времени, я понимаю, что эта стратегия оказалась
верной.
— Занимаетесь ли Вы «раскруткой» своих подопечных, помогаете ли Вы
им, грубо говоря, войти в эту символическую тридцатку?
— Безусловно. Но понимаете, какая штука. Ни один специалист не может
абсолютно точно определить, что тот или иной живописец войдет в историю.
Культура всегда работает избыточно. Не зря пятьдесят семь тысяч человек
стали членами Союза художников. Существует механизм, который из многих-многих
мастеров выбирает лучших. Кстати говоря, в прошлые века роль эксперта
не была так велика. Как думали в минувшие века? «Если сейчас художнику
не воздадут должное, его признают в будущем, оценят новые поколения!
А пока пусть его полотна полежат на чердаке».
Ныне ситуация изменилась. Чердаков как таковых нет. И, кроме того, сейчас
в мире утилизируется все, что
сразу не попадает в обиход. Бытовый ли, культурный... Надежда на более
гуманное и более внимательное будущее у художника исчезла. Я не говорю,
что это справедливо. Более того, это совсем несправедливо. Но, увы,
это объективный факт. Видимо, поэтому так сейчас и возросла роль галериста.
— Выходит, галерист гарантирует художнику будущее?
— Нет, не галерист. Будущее художнику гарантируют музеи современного
искусства, которые отчасти стали выполнять те же функции, что выполняют
церкви для верующих людей. А галеристы — это связующие ниточки между
художниками и музеями. Мы, грубо говоря, надавливаем на музеи, работаем
с ними. Именно за это галерея получает свои законные проценты, а галерист
— известность и некоторую важность.
— Есть ли у Вас уверенность в том, что выбираемые Вами художники
действительно самые-самые, что именно они достойны будущего, достойны
войти в эту самую пресловутую тридцатку лучших? Или все-таки субъективизм,
деньги, лоббирование играют здесь очень важную роль?
— Это очень непростой вопрос. Попробую ответить на него не в лоб. Реально
существует в любой стране примерно сто настоящих художников. И вот среди
них находится тридцатка лучших. Работа идет с сотней. И, конечно, у
каждого галериста есть личностные предпочтения. Иначе не существовало
бы никакой разницы между галереями. У каждого из нас есть свой стратегический
план, свое представление, как должно выглядеть искусство данной эпохи.
Когда я работаю с покупателями, я показываю им материалы всех ста художников
(между галереями есть соглашения о сотрудничестве) и гарантирую им,
что все работы, которые они видят, это качественные, интересные работы.
Но я прошу их окончательный выбор сделать самостоятельно. Я могу им
что-то советовать, могу не советовать. Покупатели могут прислушиваться
к моим советам, могут не прислушиваться. Но повторю: окончательный выбор
— за ними.
Моя задача — найти не тридцать лучших, а выбрать для покупателей, музеев
из пятидесяти семи тысяч художников сто, сто пятьдесят самых достойных.
— Есть ли талантливые художники в провинции?
— Профессионально живописью занимаются в основном в городах. Но большинство
прекрасных художников, живущих в столице, конечно, родом из провинции.
И это нормально.
— Кого бы Вы могли назвать конкретно?
— Например, ростовчан Валерия Кошлякова и Авдея Тер-Оганяна, Лену Китаеву,
которая приехала в Москву из Белоруссии, супружескую пару из Сочи, которая
работают под псевдоним Перцы... И многих-многих других.
— Все-таки что для Вас галерея — бизнес или любовь к искусству?
— И то и другое. Я решил для себя так: когда галерея перестанет приносить
деньги, тогда я, конечно, любимого дела не брошу, но стану искать какие-то
другие пути зарабатывать на жизнь. Однако на сегодняшний день бизнес
и любовь к искусству слились для меня воедино. Галерея — это мой стиль
жизни.
Беседу
вел Евгений СТЕПАНОВ
1998