Главная страница

Раздел «Литератор»

Рецензии



НГ Ex Libris, от 17 августа 2006 г.


    



ТИХИЙ РУССКИЙ ВИЙОН


Алексей Прасолов. На грани тьмы и света. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006.

Алексей Прасолов (1930–1972) родился в селе Ивановка Кантемировского района Воронежской области. Окончил Россошанское педагогическое училище (1951). Печатался с 1953-го. Автор книг стихов «День и ночь» (1966), «Лирика» (1966), «Земля и зенит» (1968), «Во имя твое» (1971).

Сейчас немногие его помнят. Между тем Алексей Прасолов — один из ярчайших русских поэтов XX века. Эстрадные поэты-шестидесятники подсчитывали в стихах, сколько стран они посетили, сравнивали себя с Иисусом Христом и творили другие уму непостижимые глупости, дискредитируя и самих себя, и поэзию, а в это время в российской глубинке, в Воронежской области, жил настоящий поэт. Работал в районных и многотиражных газетах, ошибался, оступался, писал. Поэт Алексей Прасолов, наследующий традиции Федора Тютчева и Александра Блока, Георгия Иванова и Николая Заболоцкого…

Этого русского Франсуа Вийона более сорока лет назад открыл широкому читателю Александр Твардовский, напечатав в «Новом мире» десять его стихотворений.

Поэт, родившийся в 1930 году, прожил без малого 42 года.

И вот вышло его избранное, составленное вдовой Раисой Васильевной Андреевой-Прасоловой. Удивительный и вместе с тем закономерный парадокс: автор, никогда не гнавшийся за сиюминутностью, оставил стихи абсолютно современные и неустаревшие. О человеке, природе, космосе, борьбе добра и зла.

Стихи Прасолова незатейливы, спокойны, но в них есть внутренний нерв, есть чувство единства с окружающим миром. «В объятьях сосен я исколот./ Я каждой лапу бы пожал./ И красоты кристальный холод/ По жилам гонит алый жар».

Здесь каждое слово на месте, каждый слог (как писала по другому поводу Марина Цветаева) является лексической единицей. «А в стремительном усилье,/ Как вызов, как вселенский клич,/ Выносишь солнечные крылья,/ Чтоб запредельное — постичь».

Бытует мнение, что стихи Прасолова асоциальны, герметичны. Это не так. Разумеется, в его стихах нет «КамАЗов» и «Братских ГЭС» — социальное проявляется в лирике поэта исподволь, не в лоб.

Лучшие стихи Прасолова предельно немногословны, лапидарны. А есть и настоящие, на мой взгляд, шедевры, которые отчасти перекликаются с лирикой другого вечного странника — Георгия Иванова. «Я губ твоих не потревожу…/ Дремли, не злясь и не маня./ Огнем небес и дрожью кожи/ Мой день выходит из меня./ Необожженной, молодой –/ Тебе отрадно с этим телом,/ Что пахнет нефтью, и водой,/ И теплым камнем обомшелым».

Тихим, спокойным шагом, никому ничего не доказывая, не стремясь никому понравиться, поэт дошел до своего читателя. И остался в русской литературе.

Евгений Степанов