Главная страница

Дневник


Страницы дневника: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25



    



БОТИНКИ ПОЭТА

Пять лет я издаю крайне убыточный, безгонорарный журнал «Футурум АРТ», в котором печатаю, в частности, и молодых поэтов.
Одного из них зовут Серега. Меня с ним познакомила Татьяна Александровна Бек (царство ей небесное!).
Серега очень быстро проникся идеей «Футурума» и стал другом журнала, участником всех наших акций и посиделок.
Как таковой редакции у нас на первых порах не было, и мы долгое время собирались в офисе нашего покровителя, финансиста, солидного предпринимателя и мецената Павла Анатольевича Богомолова. Непосредственно в его кабинете. К Павлу Анатольевичу люди заходили серьезные, представительные, в отутюженных пиджаках и галстуках.
Серега же являлся на все наши так называемые редколлегии либо в керзачах, либо в кроссовках и в неизменной шинели. При этом во рту у него торчала вечная, незатухающая «беломорина». На редколлегиях Серега, талантливый выпускник Литературного института, всегда был в центре внимания — он пространно рассуждал на всевозможные темы, вступал в жаркие диспуты с Богомоловым и вообще отличался большой оригинальностью. Патрон его обожал. А я жалел. Зима, холод... А Серега в кроссовках. И я решил дать ему немного денег, чтобы он купил себе ботинки. Тем более что в скором времени нас ожидала предновогодняя вечеринка, на которой надо было выглядеть прилично. Серега долго и упорно, можно даже сказать решительно, отказывался от денег, но потом все же их взял.
Вечеринка прошла успешно. Серега явился в смокинге и новых ботинках. И вообще был гвоздем программы, выглядел как Роберт де Ниро в фильме «Крестный отец», остроумно кокетничал с авторесами журнала и сотрудницами Павла Анатольевича.
Я был очень доволен.
Пролетела неделя. Я проводил очередную редколлегию. За окнами шумела лютая январская вьюга. Вошел опоздавший Серега. В ш и н е л и и к р о с с о в к а х...
И с порога начал читать свое новое стихотворение...

19.01. 2000
Замоскворечье
24.03.2005
Есенинский бульвар



* * *

Приснился сон, что мама заболела. Позвонил. Действительно заболела. Страшно. Очень страшно.

24.01.2000,
Замоскворечье



КОТЯ

Когда-то Котя был молодым и активным котом. Он жил в большой трехкомнатной квартире в престижном районе Москвы, у доброго и богатого хозяина. Жизнь его была вполне комфортабельна. Хозяин любил и уважал Котю. За сообразительность, целебные свойства и независимый характер. Вместе с тем, Котя пользовался большим авторитетом и во дворе, среди своих диких, бездомных сородичей. Котю боялись. И если он подходил к помойке, другие коты в ужасе разбегались, зная, что вставать на пути у Коти опасно.
В молодые годы у Коти было немало поклонниц, но только одна кошка — Наташа — родила ему двух миленьких, пушистеньких котят. Кошка Наташа была из очень хорошего дома, с отличной — польско-украинско-сицилийской! — родословной.
Когда котята немножко подросли, их (вместе с кошкой Наташей) купили немецкие друзья хозяина Коти и отвезли к себе домой.
Котя остался один. Хозяин от него ничего не требовал, ну только разве иногда попеть песенки, да помурлыкать.
Котя старел, на кошек смотрел печально, удивляясь, что раньше столько времени бездарно потратил в уличных битвах за представительниц прекрасного пола.
Хозяин Коти общался со своими немецкими друзьями. Иногда они приезжали в Москву и даже брали с собой кошку Наташу и котят.
Вот тогда для Коти начинался праздник. Он играл с котятами, как молодой, мурлыкал с ними, рассказывал им смешные кошачьи сказки, не больно кусал их за ушки. Котята тоже радовались. Но иногда перегибали палку, заставляя Котю играть с ними день и ночь. Он уставал, у него начинали болеть глазки, он засыпал...
Когда котята и кошка Наташа уезжали, Котя плакал и мурлыкал свою самую грустную песенку. Потом он шел на кухню, ел сосиски, запивал молочком, сворачивался калачиком и засыпал. Ему снились сны, что он опять играет с котятами и кошкой Наташей.

5.04.2000
Есенинский бульвар



КАНИКУЛЫ В МОСКВЕ, ИЛИ ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Каждые каникулы мы с мамой ездим в Москву. Там у нас живет папка. Папка нас двоих называет своими котятами. А меня — толстяком, худышкой, чупа-чупсом, котенком, журавленком, лисенком, зайчонком, да и вообще, как ему заблагорассудится, но вообще-то мое имя — Настюшка.
Маму папа называет мама или Мамука, хотя ее зовут Наташа.
В каждом письме папка нам пишет, что ждет в гости своих котят. Правда, когда мы приезжаем, он от нас очень быстро устает. И пытается скорее устроиться на кроватке и заснуть. Спать мой папка может хоть целые сутки, правда, с длительными перерывами на обед.
Мы с мамой в Москве очень много гуляем, посещаем театры, выставки, концерты. Иногда с нами ходит и папка. Вот недавно мы все вместе ходили в театр Российской армии на какой-то спектакль. Как только папка уселся в зале, так сразу же и заснул. Но когда проснулся, стал громче всех кричать: «Браво, браво!» Видимо, он так обрадовался, что спектакль закончился.
По вечерам мы с папкой играем. В бой, кораблики, города, веришь-не веришь. Но чаще всего в картишки, в подкидного дурака, в секу или в козла. Когда мы садимся играть, папка всегда говорит: «Мне с тобой неинтересно играть, мне заранее известно, кто дурик.» Я отвечаю, что и мне известно.
На кон мы ставим игру в жмурки. В эти каникулы папка проиграл мне сто миллионов раз. Проигравший должен водить. Но хотя папка продул сто миллионов раз, он сыграл со мной в жмурки только два раза. И я немножко обиделась.
Иногда по вечерам мы ходим в Макдоналдс. Мы садимся за стол, а мама покупает нам разные вкусности — чизбургеры, пирожки, колу, мороженое. Потом папа начинает просить маму, чтобы она показала попугая. Мама отнекивается, но потом показывает. Правда, не очень похоже.
Еще папа любит попросить маму, чтобы она показала, как кричат лиски. Мама кричит: «Иу-иу...» Папка улыбается. Ему это очень нравится, хотя я сомневаюсь, что лисы кричат именно так. Впрочем, папка и меня научил кричать по лисьи.
Иногда папа с мамой ссорятся. И тогда папа начинает нагленько обзывать маму — называть ее Наташей. Это маме очень не нравится, она злится, и в отместку обзывает папу Женей.
Папа обижается на маму из-за того, что она живет с другим мужем, а не с ним. Но мама считает своим мужем, а также папой моего папку, а с новым мужем, говорит мама, у нее просто дружба. Папе это все не нравится, он злится, называет себя ничтожеством, грозится, что поедет отдыхать на летние каникулы один. А потом опять пишет нам письма, что ждет своих котят.

5.05.2000
Есенинский бульвар



* * *

Доллар — горе триколлора.
Рубль — буль-буль.



* * *

Классно —
когда твоя семья с тобой в одной квартире.

Сносно —
Когда твоя семья в другом городе.

Ужасно —
когда твоя семья в другой стране.

Это я все о себе, о себе.



* * *

Смысл жизни — в смерти.
Точнее, в том, чтобы взрослые дети
хоронили своих старых родителей.
Не дай Бог — наоборот.

8.08.1999
Ст. Партизанская



СОЮЗ

Обо мне —
Степь пана Степанова.

О ней —
НАТА/О

20.05.1999
Вешняки



ПАЛИНДРОМ-С

яиц или – милиция



ТАМБОВСКИЙ ПРИЯТЕЛЬ
В НЬЮ-ЙОРКСКОМ ХИАСЕ

Когда я учился на факультете иностранных языков в Тамбовском пединституте, у меня был приятель Игорь Чубарев. На лекциях мы частенько сидели вместе, слушали наших мудрых и проницательных преподавателей научного коммунизма и политэкономии. Игорь — еврей по национальности — рассказывал мне — на ушко — о том, как он хочет удрать в Израиль, о том, какая это прекрасная страна.
После института наши пути разошлись. Я уехал в Москву, жил подолгу за границей. О Чубареве ничего не слышал. Когда же спустя много годы приехал вновь в Тамбов, узнал, что Игорь живет в Нью-Йорке.
Самое удивительное, что спустя две недели я и сам должен был отправиться в Штаты, в город большого красного яблока.
Когда я приехал в Америку, то сразу записал себе в дневничок, что нужно встретиться с Чубаревым. Написать-то я написал, но никаких шагов для этого не делал. Я жил в Манхэттене с прекрасной женщиной, думал только о ней, из дома выходил очень редко, в основном за продуктами.
Покупал я провизию преимущественно в своем любимом Чайна-таун, где на доллар тогда, в начале и середине девяностых, давали по пять апельсинов, где на пятнадцать «баксов» можно было роскошно пообедать вдвоем, где редкий прохожий мог ответить что-либо по-английски.
И вот однажды, возвращаясь домой из Чайна-таун, я увидел знакомое лицо...
— Я не могу в это поверить! — закричал Игорь по-английски. Женя, неужели это ты?
Мы обнялись. Оказалось, Игорь жил в Штатах уже пять лет, работал в ХИАСе. Он был с девушкой, американкой еврейского разлива.
Он пригласил меня к себе на работу, в гости. Я пришел. Чубарев в ХИАСе работал мелким клерком, фотографировал вновь прибывших семитов из разных стран мира, составлял на них картотеку.
Он оказался очень довольным жизнью.
— Денежек я за это время скопил довольно много! — признался он мне. — Выбор в свое время сделал правильный. Нью-Йорк — мой город! А Восток я разлюбил.
— А откуда прибывают к вам, в ХИАс, евреи? — полюбопытствовал я.
— Да отовсюду! — улыбнулся Игорь. — Есть даже из Африки. Представляешь, черные евреи.
— Это как?
— Дело в том, что они — иудаисты, религия у них наша. Следовательно, и считаются евреями.
— А знаешь, — продолжил Игорь, — какие фамилии у нас, евреев, самые распространенные?
— Какие?
— Рабинович и Иванов! Полно евреев носит русские фамилии.
Так что в случае чего и тебя по старой дружбе поддержим!
Я поблагодарил за доверие, но от услуг своего тамбовско-нью-йоркского приятеля отказался.



* * *

В 17 лет я уехал из дома. Стал студентом в загадочном городке Тамбове. Жил в общежитии, на квартирах и т.д. Всякое бывало. Некоторые стихи этого периода.



ХРОНИКА. 17 ЛЕТ

Тамбовский педвуз.
Общага-ночлежка.
Рис и котлеты.
Холодный кофе.
Песенки «Круиза».
Трипак или тюрьма.
Тьма.
И друг-музыкант
В солдатах.

1981



* * *

Глуп не глуп —
Люб.
Ты умен —
Лишь влюблен.
Кто он? Смех.
Кто ты? Стон.

1981



* * *

Беде Поэта не угробить.
Беда — это песчиночка боли.
Помните элементарное —
Родительство рудиментарное.

1981



НОВЫЙ ГОД

новый год
старый год
колыбель
эшафот
новый год
старый год
весел взгляд
солон рот

1981



АНАКРЕОНТИЧЕСКИЕ СТИХИ

пришла ль вакханочка ко мне
пришла ль монашечка ко мне
приятно кружится башка
плевать на то что смысла нет
плевать на то что смысла нет
в моих рассказах и стишках

1981



ПОСЛЕ КАРТИНЫ «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

— Кончился фильм?
— Нет, жизнь.
Оборвалась прекрасно.
— Рисуешь подгрудие?
— Нет, созерцаю.
— Думаешь — люди,
Не смейте клепать пошлых оценок?
— Истинный Бог — кричу!

1981



* * *

нельзя шофером стать
им можно лишь родиться

нельзя Дюпоном стать
им можно лишь родиться

нельзя поэтом стать
им можно лишь родиться

сказал мне мой сосед
ему семнадцать лет

1981



* * *

много ли надо для боли
много ли надо для скорби
для человеческой боли
для поэтической скорби

1981



РАЗНЫЕ СОСТОЯНИЯ

«Мне голос был...»

А.А.

мне тоже голос был
как небеса земле
как трупу человек
ты говорила мне
какие-то слова
а я не понимал

1981



ЦИТАТНИК

Н.З.

1. «О, до любви потерянная любимая!»
2. «Я полон страстною тоскою.»
3. «А все-таки меня любили.»
4. «Сказать, что ты жена, выходит —
Ни слова не сказать.»

1981



* * *

Н.З.

МАРИНАБЕЛЛАИНАТАША —
Такое имя!
Я живу!

1981



ПОВЕРКА

Н.З.

— Страстин.
— Здесь.

— Ученых.
— Здесь.

— Стихотворцев.
— Болен.

1981



* * *

Почему мир не обтянут канатами, как ринг?

1981



ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ ХАРЛАМОВА
Не прекословь —
               Напасть:
                     Страсть
                          Бешеная,
                                   Кровь
                                          Смешанная.

1981



ИСТЕРТЫЕ РИФМЫ

мне очень не нравятся рифмы —
кровь-любовь
женщина-военщина
морозы-слезы
мне нравятся рифмы —
деревня-деревья
город-дорог
человек-век

1981



ЖИТЬ!

выматывать тело
за целый глоток воды

выматывать нервы
за верный звук слова

выматывать душу
за пушечный выдох — ВСЕ!

1982



ОТЦЫ И ДЕТИ

мы на пределе
но вы при деле

1982



ВОПРОСИК

искусство
дети
наслажденья
в чем суть земного бытия
ищу ответа каждый день я
не нахожу ответа я

1982



РАССКАЗКА

«Где твои семнадцать лет?»
В.В.

«О, не вымашк — комнатушка.»
Е.С.

Эй, послушкай,
Не тикая:
Комнатушка
Есть такая.
Комнатушка,
Ох, отпад —
Раскладушки
Три стоят.
И на каждой
Спит полдня,
Как мне кажется,
Родня.
Человече —
Личе въянья.
Лик девиче —
Мирозданья.
А на третьей
Плотно в ряд
Натерпетии
Лежат.
Дальше дланивает
Донельзь
Бранью даденную
Доблесть
Труппа странников-
Актеров.
И настраивает
Норов.
Меч вымает
Командор —
Брань вручает
И позор.
Мал метраж
У комнатушки,
Да невидимы
Друг дружке
Ее жители,
Не в счет
Здесь студенческий
Народ.
Стол. Бутылочки.
Смешки.
Выпив толику,
Дружки-
Студиозусы
До крошки
Небесовые
Картошки
Возвращают
Небесам.
Так рубают —
Щекарвам!
Дале — стены,
Потолок,
Пол отменный
(Что плевок)
Носят рьяно-
щегольски
Странные
(В стихах) листки.
И заканчиваю я:
Копии — листки — с меня.

1982
г. Тамбов, общежитие Тамбовского пединститута



ЖЕНА

(Я женился в 18 лет. Мне кажется, по Любви. Хотя, что значит Любовь —
сказать трудно).
Итак, маленькая дневниковая поэма «ЖЕНА»



1

ГОЛОСА ОТОВСЮДУ

До прокола перепонок
Эти голоса сильны.
— Обеспеченной семьи?
— У папаши «москвичонок»?
— Отвечай без промедленья,
Свежевылупленный зять,
Что — мамаша отделенья
Хирургического зав.?
— А тебя насколько старше,
Помоложе не нашел?
...На меня пролился ковш
Вот такой помойной каши.
НЕТ!
Я понял безобразность
Этих мыслей о толпе.
Это все не-бе-зу-част-ность
К человеческой судьбе!
Как же стыдно, до удушья!
Утоплюсь, наверно, в Цне.
Это все — неравнодушье
И внимание ко мне...



2

СОКУРСНИК ОТЛИЧНИК

Сокурсник отличник меня вопросил:
— Зачем на землячке ты не женился?
Ведь принято — чтобы москвич на москвичке,
А тамбовчанин на тамбовчанке.
Ну и так далее.
Я не ответил.



3

ЗНАКОМЫЙ

Словно забыв, что в таких случаях пожимают руку,
или вручают, точно медальку, «поздравляю»,
или хотя бы приветливо улыбаются,
он только выпалил:
— ЗАЧЕМ?!



4

АВТОР

Как здорово считаться дураком,
Обманутым, несчастным, совращенным.
И слушать о влеченье половом
Что говорят как будто отвлеченно.
Смеясь спасенным моряком!



5

ХОР

Смеется тот, кто смеется последним!



6

ЭПИЛОГ № 1. ПАНИКА

К чертовой матери — развожусь.



7

ЭПИЛОГ № 2. ЛЮБОВЬ

Это кресло — для отца,
А диван-кровать — для мамы.
Эта койка — для бедлама,
А скворечник — для птенца.

Эта жертва грызунов
С грузом тары и кальяна —
Стол — для шкодника братана
И друганов.

Только
              видимая сценка
Опрокидывает в стресс:
Что за миленькие зенки
Вылетают с этих мест?

Подмененные зрачки
Папы, мамы, брата, птицы...
Одинаковы почти,
Точно колоски пшеницы.

И до потрясенья странно —
Как подменены глаза
Неприятельского стана!
Вот такие чудеса.

1982



ЗАЧЕТ

Ты получил зачеты
по истмату,
диамату,
сопромату...
Но получи
зачет по жизни!

1982



ИЗ ЗИМНЕГО ДНЕВНИКА

Рейсовые автобусы по маршрутам «Рассказово — Тамбов»
и «Тамбов — Рассказово» ходят редко,
в институт надо ходить часто, на квартире жить
не по карману. Поэтому приходится ловить попутки.

Несознательные шофера
Мчат безудержно, напропалую.
На асфальте стою, голосую.
Может, час. Может, и полтора.
Роскошные КАМАЗы,
Задрипанные ГАЗы,
Надменные УАЗы...
Мимо, мимо, мимо.
(Как МГИМО).
Пролетает машин вереница.
Но зато предостаточно сил
И желания остановиться
У акулообразных такси.
И все же холодные дуновения,
Бесплодные ожидания,
Скверное настроение
Исчезают в одно мгновение,
Когда вдруг тормознет
какой-нибудь гениальный шофер
и, открыв дверцу автомобиля,
крикнет:
— Садись, земеля, поехали!
...Побивая рекорды лучших спринтеров,
бегу, лечу к машине, придерживая шапочку,
зажав в кулаке полтинник (пятьдесят копеек),
и думаю:
— Боже, вот что такое — СЧАСТЬЕ!

1982



* * *

Красная денежка —
Красная девушка.

Желтая денежка —
Желтая девушка.

Нетути денежки —
Нетути девушки.

1982



* * *

пареньки дренькают
мужики дринкают
кошки мявкуют
собаки тявкуют
петухи кукарекают
козы мекают
на диване лежу
в окно гляжу
город Рассказово
область Тамбовская

1983



ТУРИЗМ

словно шустрый футболист
я в Москве родной турист
а блокнотик хмуро чист
и в душе своей турист

1983



* * *

если тебя окружают красивые люди
то даже если ты сам урод
жить можно

если тебя окружают уроды
но сам ты красив
жить можно

но если тебя окружают уроды
и сам ты урод
жить практически невозможно

1983



ПРОСТО ТЯЖЕЛЫЙ ВЗГЛЯД

Не накликаю я беду,
Не занимаюсь спиритизмом.
Навстречу новым катаклизмам,
Понурив голову, бреду.
Не превращаюсь я в гюрзу
И в прорицатели не мечу.
А новой радости навстречу —
Как бы в нокауте — ползу.

1984



ТЫ

Н.З.

Наслаждая меня или мучая
Темпераментом южным своим,
Ты балдеешь. Ты — самая лучшая.
Жаль, что это известно другим.

Я ревную, я плачу украдкою,
Я в хандры колочу тамбурин.
Ты бываешь и самою гадкою.
Только это я знаю один.

1984 — 1995



СОН

Н.З.

Встали спозаранку,
Дыню (бахарманку)
Съели. А потом
В институт — бегом.
Прибыли туда.
А Тамбов — вода...

1984



ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ

«Все знали блаженного, но никто еще не видывал на лице его такого выражения, как сегодня».

А.К. Толстой, «Князь Серебряный»

— Сапожник, сделай сапоги, чтоб аглицким под стать,
Чтобы вовек не истоптать, не изорвать вовек!
— Зачем на долгие года — коль завтра помирать?
Опять нагрянула беда. Несчастный человек.

— Провидец, почему, скажи, ты начал вдруг рыдать?
Провидец, слез твоих поток алкает ли дресва?
— Не знаю. Но — как будто нож во мне по рукоять.
Опять нагрянула беда. Несчастная Москва.

— Пророк, ты можешь объяснить, что означает вой
Над нашей нынешней Москвой, как токмо непроглядь.
— Опять нагрянула беда. Пылает мир земной.
И я, блаженный, не могу, не в состояньи спать.

1984



ПЕРЕСКАЗКА ОБ ИВАНЕ-ДУРАКЕ И СЧАСТЬЕ

Евгению Степанову, с любовью,
посвящается

...И сказала дурню фея:
— Ты иди, Иван, иди
По тропинке, не робея,
Счастье будет впереди!
Фее долго не переча,
Зашагал Иван вперед.
И... приятнейшая встреча.
Дед брус золота несет.
Молвит нашему герою
Уникальный старичок:
— Это золото, не скрою,
Для тебя я приберег.
И какого же ответа
Заслужил сей индивид?
— Счастие мое не это.
Впереди оно лежит!
Не скумекав ни бельмеса,
Остолоп бредет вперед.
И... прекрасная принцесса
На пути его встает.
Прошептала дева томно:
— Мой любимый и родной,
Если пожелаешь токмо,
Стану я тебе женой.
Но ответ, подобный лаю,
Прозвучал средь бела дня:
— Я жениться не желаю.
Ибо счастье ждет меня!
Не скумекав ни бельмеса,
Чешет дальше дуралей.
И... спешит к нему из леса
Кровожадный царь зверей.
Лев, от голода шалея,
Был в расчетах слишком груб.
Сиганул на дуралея,
Да попал башкою в дуб.
Поругал Ванюшка малость
«Обнаглевшее зверье».
И подумал, улыбаясь:
— Вот где счастие мое!

1984



О ЧЕМ-ТО

— Может быть, не стоит убегать?
Не сказал Учитель — «Исполать!»
Пригрозил зубастенький сержант.
Может быть, уже я убежал?
— А - а - а...

1984



ПИИТ

не сумасшедший не тщеславный не тлетворный
не оборзевший не скандальный и не вздорный
не подловатый не поддатый не спесивый
не угловатый не злобивый не плаксивый
не побежденный не крамольный не сутяжный
не разведенный не продажный не вольяжный
курил пиит
и думал
о семье!

1984



БЫТОВОЙ...

Я — артист в быту.
Могу сыграть и разбитного студента, и дурачка (это легче всего),
и психбольного, и даже пророка.
Например, могу предсказать во всех нюансах —
что мне готовит в дальнейшем земная жизнь.
Я — артист в быту.
Но иногда все-таки хочется сыграть на сцене.
Настоящую роль. Например, Гамлета. (Какие замашечки!).
Но иногда все-таки хочется предсказать что-нибудь настоящее!
Во вселенском масштабе. Например, точную дату —
когда все будут любить друг друга! Ни больше ни меньше.

1985



* * *
зима                  настала                  в                      октябре
а             в                  феврале        весна                настала
нередко           точно                     так                       бывает
и           в                 человеческой                             судьбе
1985



ШКОЛА

Кулек медикаментных ягод
Съедаю, направляясь в класс,
Где, словно тигры на манеже,
Сидят мои ученики.

1985

(Стихи, написанные на практике в селе Платоновка Тамбовской области.
В этом селе я преподавал немецкий язык. Странно, но факт. Сейчас я совсем не знаю немецкого, все забыл. А вот английский практически нигде не учил, а говорю на нем довольно свободно. Вот что такое — частое пребывание в англоязычных странах).



СТИХИ

Сквозь пальцы, как песчинки, просыпались.
К другому, как подружка, улетели.
       С
       Т
   СТИХИ
       Х
       И
1985



МУЖЧИНА

идет прохожий
передернута рожа
забинтована башка
искорежена душа
идет и улыбается
ибо живой
во какой
мужчина идет
слава ему и почет

1985



* * *

Все общее. И замки, и хаты, и даже шалашы.
Тяжко.

1985



* * *

Молниеносный рычажок печатной машинки
похож на боксерскую левую.
Особенно на левую Ягубкина.

1985



ГОРОДА ТАМБОВЩИНЫ

Н.З.

Эти площади и стада.
Эти избы и касты.
Эти книжные магазины.
Эти годы, годы, годы
Моей жизни.

1985



* * *

На той неведомой звезде
Играет каждый на дуде
И не играет на беде
Другого.
Жаль, что билетов нет нигде,
Чтоб к той неведомой звезде
Добраться из Тамбова.

1985
Тамбов



БАТЮШКОВ

Одиночка — не шутки.
Ужас жуткий — тюрьма.
Я сошел бы с ума
В ней на пятые сутки.
Где же, в чем находили
Вы источники силы —
Чтоб не сгинуть во мраке
Без чернил и бумаги?

1986



ТРИ МАЛЬЧИКА

и — сыплются с неба не манна а горести
поскольку живет этот мальчик по совести

другой — похитрей конформистом стал вскорости
но жизнь его мучает муками совести

и только у третьего только у третьего
все в общем в порядке ведь нет его нет его

1990



* * *

Одна моя бывшая сотрудница написала про меня в 1994 году смешной рассказик. Очень нелицеприятный, но правдивый. Самое ужасное, что я за прошедшие годы ничуть не изменился.



РЕКОМЕНДАЦИЯ

Во-первых, это мой знакомый. Во-вторых, близкий друг моей жены. Поэт и писатель. Не пугайся — это раньше. Сейчас — директор рекламного агентства. Жена в Америке одна. Другая — в Германии. Подруга — во Франции. Всех трех любит, всем верен, в России живет в основном по телефону. Кроме того, владеет языком. Кажется, неплохо. Кажется даже — не одним языком. В прошлой жизни закончил ВКШ, где и преподавал. В Швейцарии получил степень богослова, но, слава Богу, богословие не преподавал. В общении довольно скользкий, потому и приятный. Ты затащишься, я обещаю. Все, что говорит — истинная правда, так как сам свято верит в то, что говорит (пока говорит).
Ты не смотри, что пиджак драный — причуда миллионера. Ведь не только у тебя сейчас квартиру покупает — еще дома под Новгородом, Тверью и виллу в Испании. Вообще — человек очень деловой. Весь день расписан буквально по минутам. Если завтра вдруг окажется в Японии, значит, точно — вчера запланировал. Серьезный мужчина. Надежный. Не подведет. Ты, главное, ничего не бойся — иди с ним на любой контакт и потом не жалуйся!

1994



ПРО НАСТЮШКУ
(Декабрь 1996 — январь 1997 года)

Настюшка Степанова приехала из Германии на родину в Рассказово на зимние каникулы. Бабушка Эмма очень обрадовалась.
Тут же к Настюшке приехал и папусек (это я) из столицы нашей родины Москвы — дочушку попроведать.
Бабушка накрыла на стол — котлетки, картошечка, соленые огурчики. Сидят Настюшка, папусек и мама Наташа едят. Звонит телефон. Бородичи из суверенной Белоруссии.
Бабушка Эмма рассказывает, что у нее все хорошо.
— Вот Наташа приехала с Женей (Для Бородичей мы еще не разведены и живем все вместе в Москве. — Е.С.) и с этим, как ее, с Настей...
У Бабушки Эммы такое выражение — с этим, как ее — выскакивает через слово.
Настюшка Степанова рассмеялась. А потом немного обиделась.
— Что же это такое! — говорит, — Наташа приехала с Женей и с этим, как ее, э-э, не помню, с Настей...
Настюшка утрировала ситуацию, придав ей ее еще более комичный отенок.
Потом, конечно, Настюшка бабушку простила и только потом все время над ней подтрунивала.
— Наташа приехала с Женей и с этим, как ее, э-э, ну с маленьким таким, незаметным, с Настей...
Я говорю Настюшке:
— Ты же пишешь рассказы. Напиши рассказ и про это.
— Ты что! Что же я сама про себя плохо буду писать?



Из расссказиков про Сидора Иванова

ПАРТНЕРЫ СИДОРА ИВАНОВА

Друзей у Сидора Иванова не было. Были партнеры. По воспитанию ребенка (бывшая жена), по бизнесу, по доморощенной психотерапии (телефонные собеседники), по выпуску журнала (авторы, корректор, верстальщик).
Всех своих партнеров Иванов очень любил, привязывался к ним, но знал: он — один в этом мире, в с е — кроме, разумеется, родителей! — без него обойдутся.
Длинноногая, изящная, умная девчушка Эоа, глядящая на мир огромными печально-злобными (бывает, увы, и такое!) глазами, тоже была его партнером. Самым главным. По созданию... ребенка. Во всех других амплуа она его интересовала меньше, хотя он обожал — почти наркотически! — часами трепаться с ней по телефону, предаваться изысканному, разнообразному разврату и т.д.
Потом она отказалась быть партнером Иванова по созданию ребенка. И они расстались.

13.03.2001
Есенинский бульвар



СИДОР ИВАНОВ И ГАЛИНА

Они жили в одном доме. Иванов был разведен, Галина — замужем. Ее муж работал в театре, актером на вторых ролях. Он приходил домой очень поздно. Ей бывало скучно и одиноко. Тогда она заходила к Иванову, минут на двадцать-тридцать, они быстренько предавались разврату, а потом разговаривали о поэзии, и — она уходила.
Так продолжалось полгода.
Потом Елена вместе с мужем переехала на другую квартиру.

8.10.2001
Есенинский бульвар



СИДОР ИВАНОВ И АРМЯНЕ

Армяне красили стены в подъезде. И зашли к Иванову:
— Хозяин, хочешь, мы тэбэ в квартире потолки побелим?
Торговались не долго. Договорились. О комплексном ремонте.
Вечерами армяне приходили к Иванову и клеили обои, белили потолки, стелили новый линолеум.
Сделали неплохо. Договорились о ремонте дачи.
— Что вы можете сделать? — спросил Иванов.
— Все! – ответил один из армян. — Такой тэбэ крылец сделаем — закачаешься. Можем даже дом построить. Новый! Если хочешь…
Поехали на дачу. Две недели делали ремонт. Построили новый забор, предбанник, домик 6+4, из старых теплиц соорудили сараи.
В армянах Иванов обнаружил много различных черт — и положительных, и не очень… Они не пили, не слишком транжирили деньги на еду (ели очень скромно), вкалывали с утра до вечера. Но вот делали все как-то не основательно. Сделали потолок на террасе — даже толь не постелили — сразу шифер, о черном поле и слышать не хотели, и т.д.
Иванов контролировал армян, и в принципе они делали все то, что он от них хотел.
Воровали они немного. И очень забавно.
— Сидор, ты двойные рамы не заказывай, мы тут в поселке нашли одного деда, он сам сделает. За триста рублей.
— Да я фирменные за пятьсот привезу, — возражал Иванов.
— Нэ надо за пятьсот. Дед за двести сделает.
Иванов соглашался. Он понимал, что армяне сделают сами, никакого деда просить не будут. Но он был доволен, в конце концов, он экономил и не против был немного армянам доплатить.
Ремонт длился два месяца. Иванов рассчитался с армянами. И они расстались.

8.10.2001
Есенинский бульвар



СИДОР ИВАНОВ И ГАЛЯ СВЕТЛАНОВА

Они познакомились через службу знакомств. Позвонила она. Как более сильный человек. Он тут же пригласил ее в гости. На третий вечер она отдалась.
Они встречались раз в неделю, по субботам. Семь лет.
Секс между ними длился недолго — 10-15 минут. Потом они разговаривали минут сорок и — девушка уезжала.
За семь лет Галя ни разу не приготовила Иванову поесть, он не купил ей ни одного дорогого подарка. Любили они друг друга или нет — непонятно. Но были вместе семь лет. Тут есть о чем задуматься.

8.10.2001
Есенинский бульвар



CИДОР ИВАНОВ И АНЯ КРИВОВА

Аня (жительница Твери) пришла к Иванову в гости. Он ее раньше хотел, а сейчас не запал на нее. И начал рассказывать про себя всякие небылицы — какую он ведет беспорядочную половую жизнь, как его устраивает его холостяцкая жизнь и т.д. Аня обиделась и сказала, что ей пора домой, к брату. Иванов проводил ее до метро, вернулся домой и, счастливый, заснул.

8.10.2001
Есенинский бульвар



СИДОР ИВАНОВ И ПИАНИСТКА

— Девочка-дрянь, отрава, московская пианистка-Юппер, ты оказалась не супер-пупер, ты просто трусиха, ты боишься жизни, как боится Эрика, ты начиталась латиноамериканских волшебных книжек, насмотрелась французских фильмов, но в реальности все по-другому, и ты остаешься с мамой, и ненавидишь весь мир, и проявляешь свою тихую жестокость только по отношению к тем, кто тебя любит. А таких единицы. А всем остальным на тебя наплевать.

8.11.2001
Есенинский бульвар



СИДОР ИВАНОВ И ЮЛИЯ

Когда в середине девяностых Иванов был директором рекламного агентства, у него было много денег, а, следовательно, и много женщин. Одну из них звали Юля. Она работала у него менеджером. Когда все сотрудники вечером уходили, Иванов и Юля занимались на работе не только производственнными делами, но и разными другими. В общем, можно сказать, что Иванов и Юля по-своему любили друг друга.
Потом они поссорились. И расстались. Юля родила от собственного мужа милого сынишку. Иванов уехал за границу, в Америку, где занимался неизвестно чем. Затем вернулся, начал издавать собственный журнал.
Прошло пять лет.
Юля развелась с мужем. Сама зарабатывала себе на жизнь. Иванов кое-как держался на плаву.
Юля позвонила Иванову и сказала:
— Сидор ты лютый, свинья подлая, я слышала, ты издаешь навороченный журнальчик. Не возьмешь меня на работу?
— Нет, — ответил Иванов, — Я наоборот сейчас сокращаю штат. Дела идут очень плохо. Деньжат все меньше и меньше.
— Не возьмешь, и не надо, — неожиданно быстро согласилась Юля, — Тогда давай просто встретимся.
Встретились. Дома у Иванова Юля сказала:
— Я теперь дама серьезная, я мама. Бескорыстно любить тебя больше не могу. Давай я буду твоей любовницей, а ты мне заплатишь тысячу долларов.
— Это за какой период? — спросил расчетливый Иванов.
— А, да мне все равно! — сказала Юля, не потерявшая даже при нашей сумасшедшей и прагматичной жизни романтизма.
Иванов очень хотел Юлю. Но еще больше он хотел сохранить тысячу долларов.
— Может быть, возьмешь книгами? — спросил Иванов. — У меня неплохая коллекция фолиантов по искусству!
Юля осмотрела книги. И отказалась.
— Впрочем, нет, — вдруг сказала она, — я знаю, у тебя вышла в Америке книга рассказов. Давай меняться. Ты мне — книгу. А я тебе лифчик покажу.
Иванов охотно согласился. Показав лифчик, Юля залезла на стол (что она и ранее обожала делать) и начала танцевать.
На следующий день она приехала опять.
В тот день Иванов сэкономил тысячу долларов.
Через месяц Иванов и Юля по традиции поссорились. И вновь расстались. Видимо, опять на многие годы.



РАССКАЗЫ О РАССКАЗОВЕ

«Рассказово, г. (с 1926), райцентр в Тамбовской обл. Суконный комб-т, легкая, пищевая пром-сть, биохимический з-д. Осн. в 1698.»
Советский энциклопедический словарь, 1979

Город Рассказово Тамбовской области «на карте генеральной кружком отмечен не всегда». Между тем, это довольно крупный районный центр, где проживают около пятидесяти тысяч человек. Проживают, выживают, борются за жизнь, живут!
За счет чего выживают? За счет своего трудолюбия и прекрасных пахотных земель. Воткнешь палку в тамбовский чернозем — вырастет дерево. Всем провиантом рассказовцы обеспечивают себе сами. И картошкой, и огурцами, и помидорами, и семечками, и салом... Даже арбузы некоторые мичуринцы выращивают! Этой зимой я прожил в райцентре две недели и не мог купить картошки. Ее нет ни в магазине, ни на рынке. Приезжих в городе мало, а местные жители запасаются самостоятельно.
Основное место в городе — центральная площадь. Здесь размещаются и основные магазины (в том числе и круглосуточные «Ермак» и «Алекс»), и Администрация города (бывший горком КПСС), и величественный храм, и ресторан, и кинотеатр «Смена»...
Неподалеку рынок. Торгуют все. И учителя, и медсестры, и рабочие. Рынок — кормилец. На зарплату, конечно, не прожить. 3000 рублей — это по рассказовским меркам немыслимо высокий оклад. При этом не надо думать, что рассказовцы живут бедно и скучно.
Многие рассказовские женщины зарабатывают весьма приличные деньги. Их бизнес — носки. В городе немало текстильных предприятий и зарплату нередко выдают пряжей. Трудолюбивые рассказовки вяжут носки и продают их в Москве. Либо сами, либо отдают перепродавцам оптом.
Этой зимой разговорился я с одной своей подругой. Она разоткровенничалась:
— За лето я заработала на носках шестьдесят тысяч рублей, то есть более двух тысяч долларов. Продавала в Москве сама, жила у родственников. Сейчас зима, я опять вяжу. Готовлюсь к лету. И вновь повезу носочки в столицу. Правда, страдает огород, но, слава Богу, муж трудится на участке.
Живут очень многие рассказовцы, точно американцы, в собственных домах, в черте города.
Дома разные. Средний кирпичный домик из трех комнат с ванной, туалетом, телефоном и участком в шесть соток стоит примерно 7 тысяч долларов. Роскошный коттедж — тысяч тридцать. Однокомнатную квартиру можно купить за десять тысяч.
Рассказовцы очень остроумны и колоритны. Это габровцы России. Если вы пройдете, например, по Ленинградской улице, то практически на каждом доме увидите надпись: лучший дом улицы. Нет этой надписи, пожалуй, только на самом шикарном и громоздком коттедже Ленинградской.
Каждый год приезжая на Тамбовщину (у меня в рассказовском районе есть маленький дачный домик на берегу речки), я убеждаюсь в том, что, несмотря на весь ужас и варварство нынешних реформ, в чем-то они по высшему счету справедливы. Сейчас все занимаются тем, чем не заниматься не могут. Тем, что их может прокормить. В частности, крестьяне наконец-то вернулись к земле. Больше им рассчитывать не на кого и не на что. И вкалывают они на своих участках с утра до ночи. Настоящие труженики себя всегда прокормят. А деньги... Кто хочет заработать, зарабатывает. Хуже всего слабым и ленивым. Но им плохо всегда и везде.

1998



* * *

Одно время я очень хотел делать телепередачи. Но ничего из этого не вышло. А некоторые наброски сценариев остались.

ПЕРЕДАЧА «ФУТУРУМ АРТ»
(Видеоприложение к журналу)

Сценарий фильма

Женя СВИТНЕВА —
свиток талантов

Продюсер и автор —
Евгений Степанов.
Оператор — Олег Исаев.
Ведущая — Светлана Феоктистова.
Композитор — Э. Маррикони.
Продолжительность — 15 минут.



Текст ведущего (2 мин).

Мир наводнен мифами, фантомами. А проще говоря — ложью. Как писал в далеком 1982 в своем «Дневнике» году Юрий Нагибин, «мир наполнен браком. Сплошь бракованное искусство, бракованная литература... все сговорились считать грубые подделки подлинниками».
Это, увы, касается и публикаций поэтических текстов. Сивые графоманы, организованно поддерживая друг друга, занимают полосы в журналах, кондовые прозаики (а то и журналисты) называются поэтами, торжествуют локти и клыки.
Как это горько не прозвучит, но большинство рифмачей (в том числе самых прославленных) к поэзии не имеют никакого отношения. То, что можно пересказать прозой, уже не поэзия.
Между тем истинная проза вполне может быть высокой поэзией, как, например, притчи Екклесиаста, «Отец Сергий» Толстого, «Темные аллеи» Бунина, рассказы Борхеса, «Сто лет одиночества» Маркеса.
Двадцатитрехлетняя москвичка, выпускница Литературного института имени Горького, натурщица Полиграфической академии Женя Свитнева — поэт. Поэт во всем. В стихах и прозе, в фотографии и в образе жизни. И, прежде всего, в своих изящных (не окольцованных рифмами) миниатюрах.



Ж. Свитнева читает свои миниатюры.
5 мин.

1. «Полонезы печальных сезонов».
2. «Этой осень не хотят краснеть листья».
3. «Скамейкины дети».
4. «Ночные территории».
5. «Ночное время».



Интервью с Ж. Свитневой (3 мин).

Вопрос № 1.

— Женя, а как ты зарабатываешь на жизнь?
— Фактически я торгую телом. (Пауза. Изумленные глаза ведущего). Работаю натурщицей в Полиграфической академии, а еще сотрудничаю с журналом поэзии «Арион». На жизнь зарабатываю самостоятельно.
Кадр — художники пишут с натуры… Женя — крупным планом.



Вопрос № 2.

— Что такое в твоем понимании поэзия?
— Во всяком случае, это не просто рифмованные строчки. Поэзию я стараюсь увидеть всюду. Совершенно точно: там, где ее принято искать (в поэтических сборниках), ее зачастую нет. По-моему, одним из самых удобных инструментов для выявления существа поэзии является фотография. Именно поэтому я уже довольно давно осваиваю этот вид искусства. Посмотрите, пожалуйста, вот мои работы.
Крупным планом — фотографии Ж. Свитневой. Они вывешены на стенах.
(3 мин).
Звучит музыка Э. Маррикони. Ж. Свитнева идет по сверкающему огнями Новому Арбату, постепенно удаляясь, теряясь из вида.



А это сценарии для Настюшки Степановой.

Автор — Папка
Оператор — Папка или дядя Сережа
Главные актрисы — Настя и Лена
Вспомогательный актерский
состав — Бабусек, дядя Витя,
тетя Оля, Ники, тетя Галя
Дрессированные звери — Минька, Пиня, Молчун, Рычун, Мишка белый
Укротитель дрессированных
зверей — Бабусек
Руководитель программы — Мамука Строгий, но Справедливый

Время действия —
31.12.1999 и дальнейшие дни



1. Маги, маги

Лена и Настя наряжаются стариками. Садятся за стол. Разливают себе в стаканы символическое пиво. А потом танцуют и напевают, дергая себя за бороды, — «Маги, маги, о маги, маги...».



2. «Комет»

Настя возвращается из школы. Достает дневник. Там красуется двойка. Настя сыплет на нее порошок «Комет» — двойка исчезает. Настюшка радостно кричит: «Комет!»



3. Сказка про дурака и счастье

Папка просыпается и говорит: «Ой, какой я сон сегодня видел. Будто бы волшебник сказал мне, чтобы я собирался в дорогу — счастье, мол, ждет меня впереди!» Но какое оно, счастье, не сказал. Эх-ма!
Папка идет по комнате. Перед ним гора золота, денег. Лена говорит: «Добрый молодец, это все твое!» Папка отвечает: «Не могу это взять — мое счастье впереди!»
Папка идет дальше.
Перед ним принцесса Настя. Она говорит: «Добрый молодец, будь моим мужем! И будем мы счастливы!»
Папка отвечает: «Не могу я на тебе жениться — счастье ждет меня впереди». И идет дальше.
Тут на папку прыгает волк. Но промахивается. И попадает головой в дерево. Волк умирает. Папка вылезает из-под мертвого волка, вытирает лоб рукой и говорит, радостный: «Вот оно мое счастье. Хоть жив остался!»

2000 год.

7 декабря 2000 года. Играли с Настюшкой и Леной. Устраивали концерт. Все было разыграно по сценарию.



КОНЦЕРТ

Приз — тайный подарок.

Публика — папка, Катинка, Дельфина, Пиня, Молчун, Рычун и другие неофициальные лица.
Строгое жюри — папка, Мамука Строгий, но Справедливый.
Творческий вечер двух благородных девиц — актрис, поэтесс, танцовщиц, фокусниц, певиц, чтиц стихов иностранных поэтов, мастериц по различным поделкам и т.д. — Насти и Лены.

1. Показать этюд. Изобразить какого-то зверя или человека, которого все присутствующие знают.
2. Чтение любого стихотворение, пусть даже короткого, но не хулиганского, желательно — собственного сочинения.
3. Конкурс на лучший танец под фонограмму.
4. Конкурс на лучший фокус.
5. Конкурс на лучшую песню. Петь не под фонограмму.
6. Конкурс на лучшее исполнение стихов зарубежного поэта, желательно — на иностранном языке, любом, можно на немецком, украинском, кубиковском и т.д.
7. Конкурс на лучшую поделку.
8. Конкурс на лучший анекдот.



Игра «Угадай-ка»

Публика — Лена.
Вопросы задает — Настя.
Жюри — Папка.

Что это значит
на кубиковском языке?

1. Чупа-чупс?
2. Чупа-чупсы?
3. Мамука Строгий,
но Справедливый?
4. Котята?
5. Пиня?
6. Пинина пиня?
7. Светланка?
8. Работать вовсю?
9. Ники?
10. Кроки?
11. Биги?
12. Глазки болят?
13. Нося?
14. Играться?
15. Рычун?
16. Тигр?
17. Тигра?
18. Фрау Валь?
19. Фрау Ойбе?
20. Кларинет?
21. Бубня?
22. Нагленько?
23. Кинушки?
24. Флорик?
25. Флош?
26. Бурик?
27. Белое, вкусное,
холодное?


Страницы дневника: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25